Абрамович отправил Дашу в гараж

Под крылом девушки миллиардера в Москве появится свой Центр Помпиду

3 июля 2008 в 14:43, просмотров: 621

Среди убогих девятиэтажек в 20 минутах от ст. метро “Менделеевская” скоро появится центр современной культуры. Директор и учредитель не абы кто, а возлюбленная Романа Абрамовича Даша Жукова. Не зря российскую и мировую прессу последние полгода будоражили сообщения о крупных приобретениях на аукционах современного искусства хозяина Чукотки. “Спящая инспекторша пособий” Люсьена Фрейда ($33,6 млн.), “Триптих” Фрэнсиса Бэкона ($52,7 млн.) и скульптура Альберто Джакометти ($14 млн.) — вот список последних культурных достижений Романа Аркадьевича.

Подруга олигарха г-жа Жукова уже полгода является арендатором Мельниковского гаража, здания бывшего автобусного парка. “МК” провел культурную разведку и разузнал, что этот гараж скрывает.

Сердцеедка из Санта-Барбары

Историческое здание чуть не разобрали по кирпичикам, и тут на горизонте появляется Дарья Жукова. Она дочь нефтяного магната Александра Жукова и микробиолога Елены Жуковой. Родилась в сентябре 1983 года. Спустя два года после рождения девочки родители разводятся. Мать Даши получает приглашение работать в Штатах и уезжает с ребенком в Санта-Барбару. Там Даша живет до 16 лет, обучаясь в элитной школе. В 1999 году Александр Жуков получает паспорт британского гражданина. Дочь переезжает к отцу в особняк в Кенсингтоне и поступает учиться на врача. Как раз в 16-летнем возрасте Даша выходит в свет, начинает общаться со знаменитостями. В Париже Даша знакомится с теннисистом Маратом Сафиным, и до 2005 года они вместе (хотя и не без размолвок). В январе 2005 года, выиграв открытый чемпионат Австралии, он официально посвящает победу ей. А в феврале 2005-го Дарья Жукова знакомится с Романом Абрамовичем. Уже в 2006 году — скандальный развод Ирины и Романа. Оставив круглую сумму и пятерых детей бывшей супруге, Роман полностью погружается в роман.

Весной этого года начинают ходить слухи об увлечении Даши современным искусством. Почти сразу следуют внушительные приобретения картин Романом Абрамовичем…

“За время пути собачка смогла подрасти”

Неофициальное открытие “Гаража” было громким. Триста гостей — элита культурная и финансовая — в День России собрались в гостях у Даши. В числе приглашенных — директор музея Tate Modern Николас Серота, владелец самой влиятельной галереи в США Gagosian Gallery Ларри Гагосян, французский миллиардер и владелец аукционного дома Christie’s Франсуа Пино, представители королевской семьи Монако принц Андре и принцесса Шарлотта. Среди российских арт-персон — директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, бывший глава Роскультуры Михаил Швыдкой, а также актриса и режиссер Рената Литвинова. Говорят, только $2 млн. заплатили певице Эми Уайнхаус за выступление на VIP-вечеринке. А сколько уж денег ушло, чтобы за считанные дни подготовить помещение (немного времени было у архитектора Юрия Аввакумова), только черт ведает…

• Юрий Аввакумов рассказал “МК”, как это было:

— Когда мне предложили подумать об устройстве выставки-инсталляции, посвященной именам авторов гаража, идея пришла сразу. Она состояла в восстановлении мельниковского плана в натуральную величину, со старым автобусом Leyland на одной из клеток и небольшой выставкой из архивных чертежей и фотографий Александра Родченко, снимавшего гараж в том же, 1927 году. Идея всем понравилась. Выставка делалась в предельно сжатые сроки. Это неправильно, очень нервно, но все успели вовремя. За время пути “собачка смогла подрасти”, экспозиция переехала ближе к центру зала и стала разнообразнее, получила собственный дизайн, цитирующий фасад гаража, т.к. другие две трети гаража заняли сцена для Уайнхаус и площадка для световой инсталляции мексиканского художника Рафаэля Лозано-Хэммера. К Родченко прибавился Ричард Пэйр, английский фотограф, много снимавший останки нашего архитектурного авангарда.

Кстати, умная световая инсталляция от мексиканца — изысканное развлечение. Представьте, множество лампочек ярко горят в необъятном помещении (8,5 тыс. квадратных метров). Подходишь, берешься за одну из них рукой — и весь световой ворох начинает мигать в такт сердцебиению. В общем, получилась пафосная презентация не для всех, а для кого надо.

И Фрейд, и Кунс… все в “Гараж”!

В сентябре уже состоится официальное открытие для всех желающих. Готовится выставка Эмилии и Ильи Кабаковых.

— Это огромное событие, — комментирует Ольга Свиблова. — Москва увидит творчество художников, без которых нельзя представить и понять современное искусство конца ХХ — начала ХХI вв. Илья Кабаков многие годы занимает первое место в рейтинге лучших художников мира.

Действительно, такого еще не было. Выставка Кабаковых была запланирована уже давно. Предполагалось, что она пройдет на нескольких площадках, а основной станет “Винзавод”. Но коварная судьба повернула все в другую сторону: главный эшелон работ знаменитого эмигранта представит новоиспеченная арт-дива.

Кабаковы — только цветочки.. Вот что рассказывают “МК” о планах  г-жи Жуковой.

• Юрий Аввакумов, архитектор:

— На презентации “Гаража” присутствовали среди прочих Франсуа Пино, владелец гигантской коллекции современного искусства, и Джеф Кунс — один из самых известных современных художников, в последнее время работающий с крупноразмерной скульптурой. Можно предположить, что это и есть кандидаты в будущие экспоненты.

• Ольга Свиблова:

— В планах — организация лекториев и библиотеки по современному искусству, которых жизненно не хватает Москве. Вспомним, что в Центр Помпиду каждый день выстраиваются тысячные очереди. Прежде всего не на выставки, а именно в библиотеку.

• Иосиф Бакштейн, комиссар Московской международной биеннале современного искусства, член попечительского совета ЦСК “Гараж”:

— Вполне вероятно, что основной площадкой для следующей Московской международной биеннале современного искусства будет “Гараж”. Сейчас также идут переговоры с крупными зарубежными галереями и художниками. Пока не буду раскрывать все карты. Возможно, что работы Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона и Альберто Джакометти появятся в “Гараже”.

Международным координатором “Гаража” станет Молли Дент-Броклхерст, которая на протяжении десяти лет возглавляла лондонскую галерею Ларри Гагосяна. Для оформления выставочного зала внутри Даша пригласила канадского архитектора, работающего ныне в Великобритании, Джейми Фоберта. Ему уже не раз приходилось работать с большими пространствами. Фоберт так старательно колдовал над Мельниковским гаражом (не надо забывать, что это памятник архитектуры, поэтому реконструировать его надо очень аккуратно), что повредил себе руку и уехал лечить ее в Лондон.

• Мы связались с г-ном Фобертом, и вот что он нам поведал:

— Я считаю, главная задача заключается в том, чтобы разработать необходимую программу для поддержки культуры центра наряду с сохранением неприкосновенности строений Мельникова и Шухова. Стратегия, которую предложила Дарья Жукова, позволяет Центру современной культуры раскручиваться через серию инсталляций. Это дает возможность архитектору добавлять какие-то элементы в строение по мере того, насколько они нужны.

По словам Алины Сапрыкиной, пресс-атташе «Гаража», вход для публики будет свободным, и от метро даже пустят бесплатный микроавтобус.  На VIP-вечеринки, впрочем, он вряд ли кого-нибудь довезет…

СПРАВКА "МК"

В 1926—1927 гг. архитектор Константин Мельников и знаменитый инженер Владимир Шухов возводят в стиле конструктивизма Бахметьевский автобусный парк. По форме здание — параллелепипед. Кроме основных шести выездов сбоку — дополнительные для каждого ряда машин. Для России такой проект был в новинку. Но со временем стало ясно, что Мельниковский гараж не рассчитан на современные автобусы. В результате чего здание не используется, и оно постепенно приходит в упадок. Тем не менее гараж признается памятником архитектуры, который в начале ХХI века хотят снести и на его месте построить небоскреб с заоблачными ценами за квадратный метр. Ситуацию спасает Владимир Путин. Он жертвует личные средства в фонд строительства Еврейского музея, который Московская еврейская община намеревалась создать в Бахметьевском гараже. Но до конца 2007 года здание используется как склад.



Партнеры