Полигон для романтиков

Ректор РГГРУ Анатолий Корсаков: “Геолог без практики — как хирург-теоретик”

Ветер постоянных экспедиций, исследования — днем, костер — вечером. Образ геолога не меняется со временем. Как готовят современных геологов и где потом работают эти молодые специалисты? Все о геологии “МК” рассказал Анатолий Корсаков — ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе — главной кузницы геологических кадров в России.

— Многие даже не подозревают, насколько большое значение имеет геология для страны — для экономики, для государственной безопасности, для экологии… Россия во многом живет за счет минерально-сырьевого комплекса, — поведал “МК” Анатолий Константинович, — достаточно сказать, что минерально-сырьевой комплекс — это порядка 70—80% валютной выручки и 60% общего бюджета государства. По прогнозам исследователей и экономистов, ближайшие лет тридцать Россия по-прежнему останется сырьевой страной.

Между тем о значении геологии как-то забыли во время перестройки. А к тому времени некоторые открытые ранее месторождения были почти исчерпаны, и не велось никакой работы по поиску новых ресурсов. Поэтому сейчас ситуация такова, что запасов некоторых полезных ископаемых нам хватит от силы на лет 10—15. Правда, наконец-то правительство осознало масштаб надвигающейся проблемы и уделило внимание поиску новых месторождений. Так что положительная тенденция есть.

— А кадровая проблема?

— Сейчас у нас просто катастрофическое положение с кадрами. Особенно это касается специальности обработки металлов и драгоценных металлов в минерально-сырьевом комплексе. Не хватает молодых специалистов. Ведь преподавать можно и до 80 лет, а вот выехать на полевые работы в тайгу или пустыню пожилому специалисту уже затруднительно. А ведь выезжают! В полевых работах участвуют и 60-летние! Во времена перестройки объемы геологических работ были резко сокращены. Так что молодые кадры ушли в другие отрасли. Восстановить прежний баланс довольно сложно, ведь геология — очень специфическая профессия. Будущим специалистам надо очень много практиковаться. Геолог без практики — это как хирург, который пришел на операцию, имея только теоретические знания.

— Как в РГГРУ с практикой?

— Обучение “в поле” — это характерная особенность нашего университета. Студент в течение курса получает теоретические знания, потом следует минимум два месяца практики. После первого курса ребята уезжают в Подмосковье — там у нас есть свой полигон для исследований с общежитием и собственной лабораторией. Когда будущие геологи подрастают, мы отправляем их в Крым и Карелию. На производственных практиках студенты принимают участие в наших разработках — вместе со своими научными руководителями ищут новые месторождения. Якутия, Норильск, Восточная Сибирь, Забайкалье.

— Появились ли какие-либо новые специальности в геологии?

— Мы усилили направление инженерной геологии — эти специалисты изучают “геологию города” — делают прогнозы, которые предотвращают провалы, другие катаклизмы. Ведь заложить фундамент здания в Москве невозможно без разрешения геологов — так что в столице есть целые службы, где работают сплошь наши выпускники. Также современными требованиями обусловлено развитие в нашем университете экологических специальностей — ведь никогда необходимость в экологах и инженерных экологах не была столь острой. Усилили направление геммологии — готовим много специалистов по обработке драгоценных камней.

— В РГГРУ проводятся очень серьезные научные исследования и разработки…

— Да, и это наша гордость. Основные направления нашей научной работы — прогнозирование, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, создание уникальных установок для разработки месторождений полезных ископаемых, геотермия, то есть изучение теплового поля Земли. Также разрабатываются различные установки для обнаружения месторождений — в частности, нефтяных. Есть множество разработок для изучения вещественного состава пород и руд и последующего анализа нахождения месторождений. Серьезные исследования проводятся в энергетической отрасли — ведь сейчас многие страны хотят получать энергию от земли. Ведется работа над созданием приборов для поисков полезных ископаемых.

— С кем вы взаимодействуете в ходе научной работы?

— Как это ни странно, мы порой сотрудничаем с теми структурами, которые с геологией не связаны никак. Например, таможня или правоохранительные органы. Ведь когда происходят преступления связанные, например, с контрабандой алмазов, им требуется мнение эксперта. И часто это мнение может сыграть решающую роль. Так, мало кто знает, например, что у каждого алмаза есть свой “отпечаток пальца”! Месторождение того или иного алмаза накладывает на минерал уникальный след, распознать который можем помочь мы. Для подобных структур это — помощь в расследовании, а для нас — поле для научной работы.

МЕЖДУ ТЕМ

Каждый студент знает, что вручение диплома — только первая ступень по карьерной лестнице. Для выпускников Российского государственного геологоразведочного университета эта “ступенька” стала необычной: дипломы они получили прямо в Министерстве природных ресурсов!

— Просто не верится! Кажется, что только вчера мы сдавали вступительные экзамены! — говорит выпускница гидрогеологического факультета Юлия Пономарева. Сегодня Юля — в праздничном платье, как и все ее сокурсницы, и выглядит совсем не как типичный геолог. Еще бы: обстановка обязывает.

Первым выпускников поздравил директор Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских:

— Закончились времена, когда геологи, получив диплом, шли работать не по специальности. Теперь, я надеюсь, в вашей среде вырастет новый министр природных ресурсов!

Выпускников поздравил и ректор альма-матер Анатолий Корсаков:

— Я желаю, чтобы каждый из вас прирастил к минерально-сырьевому комплексу России несколько видов полезных ископаемых!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру