Знакомьтесь: Эммануэль

“Люблю конфронтации на сцене...”

7 июля 2008 в 19:18, просмотров: 309

Во Франции резко омолаживается директорский корпус. После того как “Комеди Франсез” возглавила Мюриэль Маэтт, новый директор пришел в самый большой парижский театр — “Театр де ля вилль”. Это 37-летний Эммануэль Демарси Мота. Свое первое интервью на новом посту он дал обозревателю “МК”.

Эммануэль — деловит, худой, не сидит на месте. Говорит на четырех языках. Он игрок — его страсть большой теннис и автогонки. Разумеется, только после театра. Обожает на сцене эксперимент.

— Я люблю конфронтации на сцене, — уточняет он.

— И в жизни тоже?

— Да. Последние десять лет я работал с труппой из пятнадцати человек, но я очень люблю в старый коллектив вводить новых актеров. И присутствие новых людей заставляет всех иначе реагировать. В текстах и в моих будущих постановках меня интересуют конфронтации. Надеюсь, что в “Казимире и Каролине”, который я сейчас делаю, мне это удастся.

— Противостояние мужчины и женщины в современном мире — твой комментарий. Женщины уже победили?

— Зависит от того, как подойти к этому вопросу. Потому что всегда там, где мы побеждаем, там и проигрываем. Так вот, женщинам надо быть внимательнее — они могут проиграть. Мужчины и женщины совсем не одинаковые. Я в принципе за полное равенство, но не хочу, чтобы мы были одинаковыми.

— Ты возглавил самый крупный театр в Париже. Намерен ли ты произвести какие-то реформы?

— Реформы? Нет, этот театр был создан в 68-м году, и отец его — Жан Меркюр (актер и режиссер) — мечтал о большом зале, чтобы театр стал местом искусства во всем его разнообразии: драматическом, хореографическом и музыкальном.

Эта идея для меня сегодня основополагающая, я хочу в будущем обогатить эту идею. Есть новые оси, которые надо развивать, — прежде всего поэзия: для меня это первое из искусств. И еще хочу работать с детьми, то есть с большими артистами, заинтересованными в том, чтобы придумать что-то интересное и необычное для детей, но в первую очередь надо, я считаю, открыть театр для иностранных языков. И это позволит открыть людям для себя артистов из других стран.

И еще я думаю, что город — это сейчас очень важное понятие. Я считаю, что мы живем не в эпоху наций, а в эпоху городов.

“Театр де ля вилль” — это самый посещаемый театр Франции, здесь больше всего художественных предложений. Например, в течение тридцати лет Пина Бауш сыграла здесь 34 своих спектакля.

— Французские режиссеры — твои коллеги — предпочитают работать в малом пространстве. А ты не боишься большой площадки, большого зала?

— Нет, не боюсь — для меня это одна из самых красивых площадок в Европе. Здесь я сделал 7 спектаклей, и это спектакли, в которых занято всегда 16—20 актеров. Я говорил, что люблю освоение большого пространства и расположение актерских групп в нем. Такой подход помогает работать над бесконечностью.

— Думаю, ты мог бы командовать армией.

— Я просто очень люблю наблюдать за отношениями в группах. Меня больше всего интересует, что спрятано в этих отношениях. Чем больше группа, тем интереснее за ней наблюдать. Еще люблю переходить от большого пространства к маленькому. Один спектакль, например, я сделал в коридоре.

Последний спектакль Демарси-Мота очень похож на него самого — в нем все носятся с бешеной скоростью, спорят и находятся в состоянии конфликта. Притом, что это Шекспир — редко ставимая в мире пьеса “Бесплодные усилия любви”. Четверо против четверых: женский квартет и мужской — как стенка на стенку. Причем мужской выясняет отношения с женским на португальском языке, а женский отвечает на французском. Очень необычная постановка, столкнувшая разнополых носителей разных культур и языков имела успех на театральном фестивале в Неаполе.



Партнеры