Чем воняет “полицеиский”?

“МК” проверил, опасно ли дышать на улицах, оборудованных лежачими ограничителями скорости

7 июля 2008 в 18:26, просмотров: 431

Улицы, на которых установлены “лежачие полицейские”, опасны для здоровья граждан! Такое сенсационное открытие сделали недавно британские ученые. Если задуматься, все логично: машины тормозят перед препятствием и неизбежно выбрасывают в воздух “лишние” вредные вещества! Чтобы подтвердить или опровергнуть эти данные, “МК” с помощью передвижной лаборатории ГПУ “Мосэкомониторинг” провел эксперимент на улицах столицы. И выяснил, насколько вредны для наших легких “лежачие гаишники”.

В качестве объекта для измерения загрязнителей была выбрана улица Шверника в Юго-Западном округе. Здесь возле дома 10 лежат два “полицейских” из резинопластика. Машин на улице всегда полно, так что чистота эксперимента (если это слово здесь вообще уместно) гарантирована. Передвижная лаборатория с установленной в салоне измеряющей аппаратурой прячется в засаде аккурат в метре до искусственного барьера.

— Так, давайте определимся, что будем мерить, — поясняет главный специалист Мосэкомониторинга Елена Лезина. — Передвижная лаборатория забирает воздух и измеряет концентрации основных загрязняющих веществ, которые выбрасываются автотранспортом, — оксида углерода (CO), оксида азота (NO), двуокиси азота (NO2), углеводородов (CxHy). Для измерений каждого загрязнителя используется свой метод.

Перед началом работ необходимо выждать несколько минут. Приборы ведь могут поглотить выхлопы самого “эксперта”, т.е. передвижной лаборатории, тогда результат получится недостоверным. Пока ждем, наблюдаем за дорожной обстановкой. Перед искусственной неровностью автомобили сбавляют скорость, а затем резко газуют. При этом грузовики и дизельные пассажирские автобусы оставляют за собой шлейф рассеивающегося во все стороны черного дыма. Наверное, правы окажутся заморские специалисты.

Наконец можно смотреть показания аппаратуры. Пока машины преодолевают резиновую кочку, на приборе высвечиваются цифры: содержание оксида углерода — от 1,4 до 1,9 мг/м3 (это проехал мощный “КамАЗ”), оксида азота — 50—90 мкг/м3 , двуокиси азота — на уровне 30—60 мкг/м3, углеводороды — 2,8 мг/м3. По словам специалиста, предельные концентрации ни одного из этих веществ не превышены. Напротив, содержание, в частности, окиси азота почти в три раза меньше ПДК (предельный показатель составляет 400 мкг/м3). Несильно отличаются результаты измерений и на расстоянии метра от “полицейского”: CO — 1,7—2 мг/м3 , NO — 50—88 мкг/м3 , NO2 — 29—50 мкг/м3, CH — 2,57 мг/м3. Окрестные жители могут не беспокоиться — атмосфера возле барьеров вполне себе благоприятная.

Какой же воздух в пешей доступности от дорожных неровностей? Для ответа на вопрос сворачиваем в тихий дворик в 20 метрах от дороги и глушим двигатель. Да, здесь дышится легче. Смотрим на аппараты. Оказывается, в дворике ощутимо ниже концентрации отдельных загрязнителей. Так, CO — 0,5 мг/м3 (ниже в 2—4 раза), NO — 6—10 мкг/м3 (ниже в 9 раз), углеводороды CH остались примерно на прежнем уровне — 2,3—2,5 мг/м3. Правда, многовато для зеленого двора двуокиси азота — 45 мкг/м3. Но это вполне объяснимо. Дело в том, что NO2 — это не только компонента выхлопа автомобилей. Также двуокись образуется в результате химической реакции окиси азота с кислородом. В целом воздух здесь менее загрязненный, чем на дороге. К слову, по словам эксперта, лучше, чтобы квартирные окна выходили во дворик, нежели на трассу. При этом чем выше этаж, тем чище воздух.

Отъезжаем на 150 метров от “лежачего полицейского” и останавливаемся на дороге. Машины едут на высоких передачах, с большими скоростями. По сравнению с измерениями вблизи барьеров здесь концентрация окиси углерода немного ниже — 1,1—1,2 мг/м3, в десятки раз меньше двуокиси азота (1—2 мкг/м3 ). Правда, содержание окиси азота неприятно удивило — 150—250 мкг/м3, то есть в три-четыре раза больше, чем возле искусственных неровностей. Однако предельно допустимый уровень не превышен.

Как поясняют специалисты, когда машины тормозят возле искусственных неровностей, то образуется много окиси углерода. Но эффект от “лежачих полицейских” локальный. Если отойти от барьера, то будут фигурировать другие данные. К слову, на значения загрязнителей оказывают влияние погодные условия, направление ветра, осадки, процессы перемешивания воздуха.

Если авто движется с большой скоростью, то растет содержание окиси азота. Объясняется это спецификой работы двигателей внутреннего сгорания. Расположенный за сотню метров барьер вносит минимальный вклад в увеличение загрязнения воздуха. Так что открытие иностранцев о сильном влиянии “лежачих полицейских” на атмосферу города столичные эксперты разбили в пух и прах.

МЕЖДУ ТЕМ

110 “лежачих полицейских” появится на улицах города до конца текущего года. В частности, в Юго-Западном округе искусственные барьеры установят возле дома №21 на улице Нагорной и дома №48 на Новочеремушкинской, на северо-западе — около дома №23 на улице Маршала Катукова и дома №4 на улице Твардовского.

На сегодняшний момент в столице в общей сложности установлено 1550 дорожных неровностей (из них 970 — у школ и дошкольных учреждений). Часть из них изготовлена из резинопластика, другие — из асфальтобетона.





Партнеры