Лоб в Лобню

Кандидаты в сборную России по спортивной гимнастике выясняли, кто достоин поездки в Пекин

Я не завидую сегодня главному тренеру сборной России по спортивной гимнастике. Он весь год обещал, что только по итогам летнего чемпионата страны в Лобне будут названы члены сборной. Они названы — но это снова претенденты. Команда улетает сегодня на заключительный сбор. И только 2 августа, когда сборная сдаст вещи в багаж на борту другого самолета — уже в Пекин, станет ясно, кто на Олимпийских играх наденет форму России.

Пока это десять гимнасток и девять гимнастов — Анна Павлова, Ксения Семенова, Ксения Афанасьева, Екатерина Крамаренко, Кристина Горюнова, Кристина Правдина, Юлия Ложечко, Дарья Елизарова, Людмила Гребенькова, Светлана Клюкина, Николай Крюков, Максим Девятовский, Сергей Хорохордин, Юрий Рязанов, Антон Голоцуцков, Константин Плужников, Александр Баландин, Анатолий Васильев, Дмитрий Гоготов.

Нет в их числе двукратной олимпийской чемпионки Елены Замолодчиковой. Не дали проблемы со здоровьем восстановиться Лене в срок. И это обидно. Для тех, кто знает, как Лена живет гимнастикой, обидно до слез.

Простых путей в сборную России не бывает ни у кого. Гимнасты в силу причин, о которых много было уже сказано, за три года пытались пройти два олимпийских цикла. Пытались возродить традиции и вырастить чемпионов. А это означало не только выученные элементы, учитывая всю сложность сегодняшних правил и требований, но и чемпионский характер.

Многое было на этом пути — от скандалов до провалов. Пекин давил из будущего и не давал передышки и права закрыть на что-то глаза. Они должны были быть широко открыты.

* * *

Например, поедет или нет в Пекин Юлия Ложечко? Эта гимнастка за последние годы была абсолютной чемпионкой Европы, выигрывала европейское первенство и на бревне. На чемпионате мира в Штутгарте провинилась: не послушалась тренеров, пошла на сложный элемент. В результате ошиблась, на несколько месяцев была наказана за несоблюдение спортивной дисциплины и отправлена на тренировки домой. В Лобне она завоевала “бронзу” на бревне.

Хотя первые дни соревнований, можно сказать, лихо проигрывала. Сама была расстроена, расстроила и тренерский совет. Но последний день — неплохое выступление на брусьях и “бронза” на бревне — выдал ей билет в Ленинск-Кузнецкий. Пока только туда.

Пока только на сбор едет и Людмила Гребенькова. Мила уходила с большого помоста — была тогда еще Ежова; пожила без гимнастики, но вернулась ради Пекина. Ее козырь — упражнение на бревне. Только козырь надо удвоить: на достойный уровень вывести еще и брусья. Получится — судьба отблагодарит.

А вот Антон Голоцуцков весь год показывал достойное выступление. Двукратный чемпион Европы в Лобне выиграл опорный прыжок. Показал и в вольных упражнениях лучший результат, но выступал там — как на показательных выступлениях. Во время квалификации не закончил выступление — подвела нога, гимнаст вполне справедливо решил ее поберечь, но потом попросился в финал вне конкурса. Выступление в Лобне не считает сверхуспешным, оценивает как средненькое и подчеркивает, что паниковать не стоит — так как пик формы должен прийтись все же на Пекин, а впереди еще месяц.

* * *

Юрий Рязанов стал третьим в многоборье, совсем чуть-чуть уступив и первому Максиму Девятовскому, и Сергею Хорохордину. Говорит, что братьев своих по помосту из поля зрения не выпускал, потому что бороться равнодушно невозможно. Тем более что на последних двух снарядах разрыв определялся десятыми.

Вообще в Лобне удивлял даже не накал борьбы, а то, что ни один гимнаст с полной уверенностью не сказал: да, я в Пекин еду! Чувствуется, тренерский штаб не давал никому послаблений и авансов.

— Гимнасты научились бороться, — говорит главный тренер Андрей Родионенко. — Теперь они уже не делают большие глаза, когда нужно усложнять программы. Понимают, что это, и только это, может дать возможность сборной пройти вперед. В Лобне большое количество ошибок объяснялось тем, что усложненные программы были у всех. Их нужно “обкатать”. О Пекине говорить не буду. Что толку — пытаться раскладывать медали? Нам нужно показать достойную гимнастику и красоту по-русски. По результатам заключительного сбора в Ленинске-Кузнецком мы определим шестерки участников Игр в Пекине. И не спрашивайте, кого из спортсменов я отправлю обратно на озеро Круглое. Тот случай, когда я не имею права делать выводы заранее: все определяет только результат на момент боевой готовности. Стабилизация программ — вот что сейчас выходит на первое место. У нас есть все — сложность, талант, желание. Главное, чтобы это наконец все соединилось. Чтобы элементы, которые приносят столь нужные баллы, не вызывали у ребят никакого ощущения дискомфорта. Страх-то они перебороли уже давно. Мы едем в Ленинск-Кузнецкий спокойно, потому что я хорошо знаю, что там за условия. То, что нужно. Остается здоровье. Очень хочется, чтобы травмы не вмешались в чью-то судьбу за несколько недель до Игр.

Помните, я еще после женского чемпионата Европы говорил, что озабочен некоторой непредсказуемостью в формировании команды. Надеемся на то, что выбранные спортсмены оправдают ожидания, а оправдывают не все. И важно понять: что это? Срывы — это психологический случай или трагический? Или медицинский? С какой стороны к этому подойти? Если это просто нехватка тренировок — одно дело, если рожденный ползать летать не может — другое. Так жестко я говорил тогда про Ксению Афанасьеву, которая сорвала выступление.

Говорил так, потому что действительно время не дает возможности рассматривать любой срыв по-другому. Регламент у нас жесточайший, чего раньше не было: три гимнастки выступают, и оценка каждой должна давать зачет. Если раньше был другой регламент — и одна спортсменка имела право ошибаться, сейчас ситуация другая. Поэтому все последние старты — домашние, международные — должны были показать, на кого мы можем рассчитывать на Играх, а кто еще не готов для выступлений на таком уровне. Та же Ксения Афанасьева изо всех сил старалась себя реабилитировать.

* * *

За Афанасьеву действительно можно только порадоваться. Потому что в Лобне она выиграла многоборье. Помню, как Ксюша, словно мышка, сидела на пресс-конференции, которая проходила после “ Европы”. За столом президиума была ее подружка — чемпионка мира и Европы Ксения Семенова, а Афанасьева вынуждена была ждать ее и их общего тренера Марину Назарову в глубине зала. “Тогда, на Европе, я не была готова психологически. Пришлось бороться с собой. Думаю, я выиграла. Не уверена только, что место в Пекин себе обеспечила. Попытаюсь не дать тренерам возможности сомневаться во мне”.

…На трибунах в Лобне за гимнастов переживали все мамы сборной. Потом прижимали их к груди на Круглом. Последняя возможность расцеловать детей. Исключение — Максим Девятовский, он родом из Ленинска-Кузнецкого. Сборная, несмотря на неуточненный состав, вылетая сегодня из Москвы, начала перелет в Пекин…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру