Во всем “виноват” футбол

Главная сенсация минувшего телесезона не имеет к нему никакого отношения

10 июля 2008 в 17:21, просмотров: 352

В перерыве между двумя крупнейшими телевизионными хитами — Евро-2008 и Олимпиадой — у нас появилась возможность вспомнить, что смотрели зрители прошлой зимой. Хотя вспоминать с каждым годом все труднее — и дело не в возрасте. Отечественные сериалы уже слиплись в единый комок, как пельмени в пачке. Ни один удачный проект не может остановиться в клонировании самого себя. Новых лиц и новых телевизионных идей не хватает катастрофически. Но кое-что телеэкран-2007 все-таки показал: не изменение качества телевизионной картинки, но начало качественного изменения зрителей.

К концу телевизионного года — если считать его так, как это было принято у телевизионных критиков старой школы (т.е. тех времен, когда телевизионное сообщество мерилось не цифрами, сериалами и проектами, а количеством случавшихся на каналах подковерных снятий-назначений) — с сентября по май, собственно, и грянула главная телеэкранная сенсация, не имеющая к телевидению ровным счетом никакого отношения.

Чемпионат Европы по футболу, разогретый российскими футбольно-хоккейными удачами, дал телевизионщикам такую цифру, которой не было не только “со времен начала телевещания в СССР”, но и появления в России международного медиаметрического агентства Gallup Media (случившегося, впрочем, значительно позже 50-х).

За считанные между следовавшими один за другим выигрышами дни в нашей стране, уже избалованной кабелем и спутником, образовался единственный “фартовый” телеканал, в адрес руководства которого привычным потоком — от президента страны к председателю ВГТРК — потекли обращения граждан с нижайшими просьбами перенести знаковый для россиян матч именно “туда”: где выигрывал “Зенит”, сборная по хоккею и до кучи Дима Билан.

И пока улицы российских городов пустели, телевизионщики (совместно, надо полагать, с российскими производителями пива) собирали удивительный урожай, наутро после очередной игры поражая воображение россиян количеством тех, кто так же, как и они, припадали накануне к экранам (слава Gallup’у!). Телевизионный год в России триумфально завершил чемпионат Европы по футболу.

Это легкое национальное безумие, в рамках которого в какой-то момент стало казаться, что абсолютно стандартный для всех каналов набор электронно-цифровой аппаратуры и в самом деле способен заставить наших футболистов бегать чуть быстрее, обнаружило, что при наличии повода мы готовы гордиться державой.

Справедливости ради стоит заметить, что подозрения о плановом возрождении в России ура-патриотизма возникли значительно раньше. Причем, что характерно, снова благодаря телевидению. Сначала нам показали снятую совместно с Евросоюзом “Войну и мир”.

Поток писем, наполненный возмущением за гламурное покушение на великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, его знакомые каждому из нас с детства образы и трактовки, заполонил редакции (страдали, замечу, и мы). Так совершенно неожиданно выяснилось, что огромное количество россиян едва ли не наизусть — еще в школе (хотя такой обязаловки в школьной программе я что-то не припоминаю) — выучили все четыре вышедшие из-под графского пера тома. И как только представился повод, не преминули напомнить легкомысленным французам да итальянцам, в каком именно месте можно обнаружить истинное почитание мирового литературного классика.

Исключительно пробуждением высоких чувств и интеллектуального потенциала нации можно объяснить успех, снизошедший на отца Тихона и его документальный фильм “Византия. Гибель империи”. Представить резоны, побудившие руководство государственного телеканала поставить картину “душеприказчика” тогдашнего руководителя страны в эфир, гораздо проще, чем объяснить полуночный массовый интерес россиян к событиям, их не касающимся, да к тому же давно минувшим. И лишь очень вдумчивый телевизионный зритель мог распознать “актуальность” документально-художественного языка отца Тихона, византийскими аллюзиями намекавшего на непростые — если что (дело, напомню, происходило накануне президентских выборов и избрания бывшего президента нынешним премьером) — судьбы родины.

На фоне развязанных российским телевидением (с удовольствием поддержанным российским же зрителем) интеллектуальных битв за историческую и литературную достоверность, закончившихся сражениями спортивными, удивление вызывает только одно: в таблице телевизионных предпочтений за текущий год значится “Юмор года”?!

Топ программ по рейтингам центральных телеканалов за период 03.09.07 - 30.06.08



Партнеры