Инвестиции для домохозяек

Процент годовых

У рубрики “Инвестиции для домохозяек” сегодня юбилей. Ровно год назад три дамы-инвестора отправились в свободное плавание по бурным волнам фондового рынка. Признаемся: было страшно. Но за год никто не разорился, хотя бывали моменты, когда расходы на валерьянку становились существенными. Главное, что все наши портфели сумели обогнать инфляцию.

Лучшие и худшие

Юбилей настраивает на философский лад. На его фоне даже падение рынка за две недели на 8,1% (ММВБ) и на 6,5% (РТС) не выглядит удручающим. Как говорится, нам не привыкать. Тем более что наши портфели хоть и в минусе, но выглядят лучше рынка (Таблица 1).

Казалось бы, этот вывод противоречит наблюдаемой картине: цена на акции все время колеблется, иногда резко “проваливается” и “зависает” на низких значениях (яркий пример — ”Норильский никель”). Рискованно, однако. По-научному “волатильность”.

Все верно: в краткосрочном плане облигации — действительно более надежные бумаги (если это не третий эшелон, конечно). Однако не следует забывать, что акция — это доля в капитале компании. И если компания успешно осуществляет какой-либо крупный проект, то ее капитализация резко растет. Крупным проектом может быть освоение нового месторождения полезных ископаемых (ЛУКОЙЛ). Или вывод на рынок нового товара/продукта (“Вымпелком”, “Ростелеком”). Или даже просто глубокая модернизация существующего оборудования (покойное РАО ЕЭС с ныне здравствующими многочисленными “дочками”).

Масштабные проекты могут осуществлять только крупные компании. И владение их акциями — единственный способ для частного инвестора получить свою долю пирога от чужого успеха. Поэтому наши портфели сейчас состоят из акций и фьючерсов. А эксперименты с облигациями (полгода держали в консервативном портфеле) признаны неудачными. Повторять их мы пока не планируем.
Второй научный вывод еще более парадоксален: в долгосрочном плане частному инвестору выгоднее всего покупать акции лучшей компании в худшей отрасли. Теоретически это обосновывается тем, что никакая отрасль не может вечно находиться в кризисе или стагнации. А когда настают более благоприятные времена, лучшая компания первой идет вверх и снимает сливки. А вместе с ней и частный инвестор.

Но мерило любой теории — практика. И кто же из практиков-аналитиков год назад предсказывал рост цен на удобрения в два раза? С ходу и не вспомнишь. Зато хорошо вспоминается, как в портфеле “Рыжеволосая” были куплены акции “Акрона” и сколько инвестор за это получил (Таблица 1). Будь отечественный рынок более развит, мы бы и сельхозпроизводителей прикупили. Но ликвидных бумаг в этом секторе нет, к тому же сейчас уже поздно. Кстати, по той же причине (лучшие из худших) мы не спешим избавляться от акций “Норильского никеля” и КамАЗа. Надеемся, что и на их улицах наступит праздник.

Торопиться некуда

Самое интересное — на десерт. Статистика за 100 лет утверждает, что наиболее успешной социальной группой среди непрофессиональных частных инвесторов на развитых рынках оказались… домохозяйки — жены фермеров. На втором месте — высокообразованные пенсионеры-мужчины (адвокаты, врачи).

Как смогли малообразованные тетки из сельской глубинки быть более успешными инвесторами, чем лощеные адвокаты? Ответ прост: эта категория инвесторов вкладывает надолго. 20 лет — это минимум, но нередки случаи, когда в фермерских семьях ценные бумаги переходят из поколения в поколение. До сих пор брокерам приносят бумаги, купленные еще до Великой депрессии, — за такими раритетами охотятся музеи.

Никто, конечно, не призывает инвесторов-домохозяек в массовом порядке переехать в деревню. Однако о долгосрочном инвестировании задуматься стоит. К сожалению, частный инвестор в России оказался сбит с толку кризисом 1998 года и рекламой многочисленных мошенников — строителей финансовых пирамид. На таком фоне реальная (после вычета инфляции и налогов) доходность в 10% годовых кажется скромной. И мало кто задумывается, что по формуле сложного процента она, между прочим, означает почти удвоение реального капитала за 6,5 года.

Мелкий частный инвестор никогда не сможет обыграть профессионального спекулянта в краткосрочных спекуляциях. Технические возможности не те, не говоря уж об инсайде. Поэтому поле деятельности частника — долгосрочное инвестирование. И здесь он сильнее профессионального игрока, поскольку не дергается и может отловить мощные “длинные волны”, которые спекулянт, как правило, не замечает.

Из ближайших “длинных волн” стоит выделить приход на отечественный рынок денег зарубежных инвесторов. Он состоится хотя бы потому, что на развитых рынках возможности инвестирования сейчас ограничены. Вопрос в том — когда? Но на то мы и долгосрочные инвесторы, что можем позволить себе подождать. Например до конца года.

В нашей дальнейшей стратегии инвестирования мы будем придерживаться изложенных здесь подходов. И надеемся, что через год итоговая таблица будет выглядеть так же хорошо, как Таблица 2 сегодня. Наибольшего успеха добились, конечно, консерваторы. “Брюнетка” получила за год 48% “грязными” или 35,4% “чистыми”. В основном — за счет фьючерсов. При расчете учтено, что подоходный налог в 13% на те 100 тыс. руб., которые инвесторы забрали накануне 8 марта (29 февраля), уже уплачен. Ненамного отстала и “Блондинка” — 26,1% реального дохода. “Рыжеволосая” отставала достаточно долго, но в последнее время подтянулась (за счет “Акрона”), и ее 25,1% чистого дохода за год — весьма достойный результат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру