Армия в Чечне несет себе потери

Солдаты-контрактники подорвались, разгружая боеприпасы

Страшной трагедией во вторник вечером обернулась для военнослужащих-контрактников обычная разгрузка боеприпасов. Девять солдат погибли от случайного взрыва танковых снарядов на территории войсковой части в Чечне, еще шестеро получили ранения. Сведения о происшествии разнятся. Военные говорят о взрыве всего 5 снарядов, а Следственный комитет при Прокуратуре РФ — что их количество чуть не в 30 раз больше.

Во вторник в 70-м гвардейском мотострелковом полку 42-й гвардейской мотострелковой дивизии (полк дислоцируется в Шали) контрактники перегружали боеприпасы из танка в автомашину. Неожиданно для всех в 17.15 прогремел взрыв. На месте погибли семеро военнослужащих, позже, во время хирургической операции, скончались еще двое. Еще шестерых раненых разместили в шалинском медицинском батальоне и в 22-м военном госпитале в Ханкале. Состояние четверых, в том числе лейтенанта (единственный офицер среди пострадавших), остается крайне тяжелым.

Что касается происшествия, то источник в штабе воинской части сообщил, что “от взрыва одного снаряда сдетонировали еще четыре, находившиеся в автомобиле”. А вот представитель СКП РФ Владимир Маркин рассказал “МК”: “При погрузке выстрелов к танковой пушке с открытого грунта в кузов машины произошел взрыв боевого заряда 169 снарядов... Одной из версий случившегося, которую рассматривает следствие, является нарушение мер безопасности при обращении с артиллерийскими боеприпасами”.

Полковник, прослуживший год именно в этой части, рассказал “МК”:

— Здесь расположен обычный парк боевых машин. Зданий там немного, все строения производственные. Казармы от парка расположены примерно за километр. В парке только техника стоит и находятся аккумуляторная и заправочная. Бойцы обслуживают технику, разгружают и загружают боеприпасы. В будние дни людей там, к счастью, мало. Много людей там бывает лишь по субботам, когда проводится паркохозяйственный день. Лично я не исключаю версию неисправности боеприпасов — такие случаи бывали. Но вообще самопроизвольные подрывы боеприпасов случаются редко. Можно однозначно сказать, что этот взорвавшийся снаряд был осколочно-фугасным.

Стоит отметить, что во вторник в СКВО стартовали широкомасштабные совместные учения “Кавказ-2008”. Не исключено, что погрузка боеприпасов в Шали проходила как раз в рамках подготовки к этим учениям.

Комментарий эксперта

Кандидат военных наук, танкист с 25-летним стажем, специалист по вооружению, полковник Сергей Суворов:

— Каждый снаряд имеет три степени защиты. Чтобы сам по себе без посторонней помощи снаряд сдетонировал — шанс один из миллиона. Его можно даже бросить на землю — ничего не случится. Кстати, когда испытывают взрыватели, их вместе со снарядами под разными углами кидают с высоты 7 метров на бетонное покрытие. Если при этом взрыватель срабатывает, то его на вооружение не принимают.

На старость боеприпасов случай тоже списать нельзя. Пусть этому снаряду было 20—30 лет, но если его выгружали из танка, то, значит, он был нормальный, не ржавый — такие в танк просто не загрузят. Скорее всего, причина в нарушении мер безопасности.

В принципе, там могло произойти вот что: 115-мм выстрел (так правильно называется боеприпас. — Ред.) — он предназначен для танка Т-62 — бьется обо что-нибудь металлическое или о какой-то камень гальваноударной втулкой (ГУВ-7). Втулка срабатывает, происходит взрыв порохового заряда, сразу же рвется гильза. Если бы она была в пушке, то этого бы не произошло, там все сделано таким образом, что в стволе она разорваться не может, но на открытом воздухе ее разрывает в клочья. Сам снаряд в этом случае мог сдетонировать, а он имеет порядка 4 кг пороха. Когда все это взрывается и летят осколки от латунной или стальной гильзы — это страшная картина. И если сдетонировал один снаряд, а рядом были другие, то детонация могла передаться им тоже.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру