Прораб перестройки

Владимир Ресин рассказал “МК” о реформе и новых задачах стройкомплекса Москвы

17 июля 2008 в 16:25, просмотров: 674

За минувшие два десятилетия стройкомплекс Москвы возвел около 80 млн. кв. м жилья и более тысячи социальных объектов — детских садов, школ, поликлиник, спортивно-оздоровительных центров. Буквально на пустом месте выросли новые районы — Бутово, Митино, Марьинский парк, Куркино, Жулебино, которые теперь считают родным домом сотни тысяч москвичей. Все это время в авангарде миллионной армии строителей стоял первый заместитель мэра Владимир РЕСИН. В дни празднования юбилея стало известно, что возглавляемый им Департамент градостроительной политики подлежит расформированию. В чем причина неожиданной реформы стройкомплекса и какие новые задачи стоят перед московскими строителями, Ресин рассказал в эксклюзивном интервью “МК”.

— Владимир Иосифович, на днях вышло постановление правительства Москвы “О реорганизации Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции”. Зачем потребовалось реформировать структуру стройкомплекса, результаты работы которого за последние 20 лет признаны более чем успешными?

— Любые решения в области градостроительной политики продиктованы в первую очередь задачами текущего момента. Например, когда надо было разворачивать в Москве массовое строительство жилья, Никита Сергеевич Хрущев создал Главмосстрой, когда встал вопрос о развитии индустрии стройматериалов, появились Главмоспромстройматериалы, когда требовалось преодолеть отставание в развитии инфраструктуры, возник Главмосинжстрой.

В последнее время в градостроительной политике Москвы четко сформировались два приоритетных направления — это жилищное и дорожно-транспортное строительство. Они полностью соответствуют основным задачам правительства Москвы — обеспечить жителей доступным качественным жильем и повысить комфортность проживания в городе, устранив главную проблему — заторы на дорогах. Логично, что курировать эти направления должны мощные самостоятельные структуры. Поэтому было принято решение создать два новых департамента — Департамент городского строительства и Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства. Руководство новыми структурами возьмут на себя мои первые заместители в Департаменте градостроительства Александр Косован и Александр Левченко соответственно. Кроме того, будет создана коллегия, на которой будут рассматриваться основные вопросы развития отрасли в настоящий момент и в перспективе. Силами стройкомплекса реализуется большое число проектов в области строительства дорог, инженерии, муниципального жилья, объектов культуры, образования, здравоохранения, спорта, гаражей и т.д. Необходимо, чтобы все городские программы были увязаны между собой. В частности, как вы знаете, по решению Юрия Лужкова инженерия должна опережать строительство жилья.

— А научно-технический совет?

— Продолжит работать в своем привычном режиме.

— Что с подразделениями, входящими в Департамент градостроительной политики?

— Часть из них войдет в Департамент городского строительства, часть — в Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства. Хочу напомнить, что реформа стройкомплекса началась не сегодня. Уже с прошлого года приступил к работе Департамент городского заказа капитального строительства, созданный для повышения прозрачности расходования бюджетных средств на капитальные стройки. Формируется департамент, ответственный за развитие рынка управления домами и перевод на конкурентные рельсы сферы ЖКХ. Кроме того, появился очень важный Департамент по капитальному ремонту жилого фонда, который будет решать серьезнейшую задачу по реализации соответствующей программы на 2008—2014 годы, утвержденной Мосгордумой в конце 2007 года. Расходы бюджета на эти цели должны составить 500 млрд. рублей, с тем чтобы к 2014 году весь жилищный фонд был приведен в нормальное состояние.

— Один из новых департаментов называется Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства. Получается, третьим “китом” стройкомплекса станет инженерная инфраструктура?

— Действительно: бурное развитие жилищного строительства возводит во главу угла другую не менее важную тему — инфраструктурную. Необходимость создания новой и модернизации старой инфраструктуры — задача, сопоставимая по значимости с возведением нового жилья. Мэр Москвы говорит о необходимости опережающего строительства инженерной инфраструктуры, как в новых районах массовой застройки, так и при реконструкции сложившихся кварталов. Это поможет избежать многих проблем, связанных, например, с подключением новостроек к источникам энергии и тепла, а также позволит более оперативно решать вопросы заселения и благоустройства жилых домов, детских садиков, школ и других объектов социальной инфраструктуры.

— Чем вы будете заниматься после расформирования Департамента градостроительной политики, который в настоящее время возглавляете? Изменятся ли ваши полномочия?

— Я останусь первым заместителем мэра Москвы и по-прежнему буду курировать основные направления градостроительной политики правительства города, вопросы строительства и архитектуры, развития индустрии стройматериалов, перспективного развития столицы, а также работу с регионами, областными и федеральными структурами, реализующими проекты в области строительства, и частными инвесторами.

— А в отсутствие мэра замещать его будете?

— Это решает, как обычно, Юрий Михайлович.

* * *


— Городские власти неоднократно заявляли, что Москва впредь на своей земле будет строить только муниципальное жилье. Как эта идея будет реализована на практике? Не приведет ли эта политика к сокращению объемов строительства жилья в столице?

— Мэр Москвы Юрий Лужков ясно объявил о приоритетах бюджетной политики правительства Москвы, в том числе и в области строительства. 42% бюджета города, а это без малого 325 млрд. рублей, составляют расходы на развитие социальной сферы, в том числе на строительство социального жилья. В прошлом году в городе было построено 5,4 млн. кв. м новостроек. Из них 2,5 млн. было передано московским очередникам, льготникам и переселенцам из пятиэтажек. Еще почти 300 тысяч кв. м получили от города военнослужащие Министерства обороны в рамках президентской программы. В целом получается, что социального жилья в столице было построено 2,8 млн. кв. м, или больше половины всего объема новостроек. В перспективе доля социального жилья будет расти: в 2008 году на выполнение городских жилищных программ будет передано 2,6 млн. кв. м новых квартир. Наращивать объемы муниципального строительства, используя для этого имеющиеся у города земельные ресурсы, на данном этапе — наша главная задача.

Однако это вовсе не означает, что в целом объемы жилищного строительства в Москве будут снижаться. Мы по-прежнему намерены сдавать в строй свыше 5 млн. кв. м жилых домов ежегодно. Коммерческое жилье как строилось, так и будет строиться — никто в этот рыночный процесс вмешиваться не собирается, но только на земле, находящейся в собственности строительных компаний, девелоперов, банков, других юридических и физических лиц. Уверяю вас, что резервов для развития коммерческого строительства в столице вполне достаточно. Никаких потрясений из-за полной переориентации города на муниципальное строительство на рынке не будет.

— Как новая строительная политика повлияет на уже принятые городским правительством решения по строительству детских садов и физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов)?

— Их строительство продолжится. Это социальные и, следовательно, приоритетные для нас объекты. В прошлом году мы построили 101 детский сад, в этом году у нас уже есть задел по 115 объектам. До 2012 года в городе должно появиться 295 детских садов на 41 500 мест. По итогам первой половины 2008 года планируется сдать 19 детсадов. Однако пусть эта цифра вас не смущает. Пик сдачи детсадов приходится на второе полугодие — ведь по традиции начало “сезона” в дошкольных учреждениях совпадает с началом учебного года.
 Что касается ФОКов, то в прошлом году был построен 21 физкультурно-оздоровительный комплекс. В этом году планируется ввести в строй 47 объектов, причем 36 из них до конца первого полугодия.

— Юрий Лужков на встрече с депутатами Мосгордумы заявил, что строительству детсадов, ФОКов и других социальных объектов зачастую мешают сами жители, которые считают данные проекты “точечными”. Насколько актуальна эта проблема?

— Действительно, к строительству целого ряда объектов социальной инфраструктуры подрядчики не могли приступить вовремя из-за протестных настроений жителей соседних домов. К сожалению, москвичи очень часто проявляют эгоизм, полагая, что раз их собственные дети выросли, то и детский сад поблизости им совсем не нужен. Мы всегда готовы выслушать аргументы различных групп граждан, однако в целом позиция правительства Москвы в таких вопросах остается неизменной: если социальные объекты (детсады, ФОКи, школы, поликлиники и т.д.) проходят по градостроительным нормам, они будут строиться невзирая на акции протеста, организаторами которых, кстати, обычно являются различные политические силы, не имеющие другой возможности заявить о себе. Вместе с тем с августа 2007 года было проведено 28 заседаний специальной межведомственной комиссии по “точечной” застройке. Из 850 рассмотренных ею объектов 79 были признаны “точечными”, и их строительство запрещено. Возведение еще 42 объектов, по мнению комиссии, возможно при изменении объемов строительства. Дополнительная проработка требуется по 286 объектам. Не “точечной” застройкой было признано 402 объекта. Среди них: 125 жилых домов, 82 гаража, 11 гостиниц, 32 административных здания, 7 спортивных и 96 прочих зданий. Отныне результаты работы комиссии будут иметь силу закона. Согласно принятому на днях решению ее выводы будут утверждаться постановлениями правительства и визироваться подписью мэра.

— Какие новые жилищные программы появились в арсенале столичного стройкомплекса в 2008 году?

— Мы считаем очень перспективной идею строительства малоэтажного жилья, предложенную президентом Дмитрием Медведевым. Несмотря на особый градостроительный режим, сложившийся в столице, мы нашли возможность для проведения эксперимента по строительству коттеджей для многодетных семей. Москомархитектура подобрала участки, где можно будет строить комфортабельные типовые дома на одну-две семьи. За год планируется построить 50—60 тысяч квадратных метров такого жилья. Другой перспективный эксперимент — предоставление жилья студенческим семьям — мы будем проводить в Щербинке.

— Кстати, чем все-таки закончилась история противостояния московских и местных властей в Щербинке? Удалось построить то, что хотели?

— Щербинка очень важна для нас потому, что там сосредоточены очень большие объемы именно социального строительства. По большому счету Щербинка — это один из самых социальных районов Москвы. Во-первых, там уже построены все запланированные квартиры для военных. Заселение этих домов, несмотря на досадные, всем известные задержки с началом строительства, уже началось. Суды всех инстанций, включая Верховный суд России, подтвердили права Москвы на эту территорию.

Хочу еще раз отдать должное строителям: несмотря на крайне сжатые сроки, они выполнили свои обязательства, не дали Москве ударить в грязь лицом. Работа велась круглосуточно, в три смены. Причем на качестве это никак не отразилось: на днях я лично был в принятых комиссией квартирах. Сами дома, отделка, сантехника — все сделано на высшем уровне. Современно, комфортно и качественно — в полном соответствии с заданием. Кроме этого, в Щербинке получат квартиры московские очередники и льготники. Жилья здесь будет построено очень много — порядка 1,2 млн. квадратных метров.

* * *

— Много говорили о том, что городские власти намерены приступить к ликвидации пятиэтажек “несносимых” серий, а также отдельных 9- и 12-этажных панельных домов. Есть ли такие планы?

— В прошлом году по программе переселения жителей из сносимых пятиэтажек, ветхих и аварийных домов новые квартиры получили более 20 тыс. семей. Пока других подобных по масштабу программ реконструкции Москва не планирует. Конечно, существуют серии жилых домов, которые уже не отвечают современным требованиям. Это в том числе упомянутые вами пятиэтажки “несносимых” серий и 9- и 12-этажные дома, построенные в 60-е годы. Износ основных конструкций и у тех и у других составляет 10—15%, а общий износ доходит до 30—40%. Привести эти дома в соответствие с современными стандартами при помощи капитального ремонта невозможно. Дешевле их снести и заменить новыми. Однако общая площадь подобного жилого фонда колоссальна — 20 млн. квадратных метров! Поэтому в массовом порядке реконструировать дома этих серий бюджет города пока не в состоянии. Для этого нам пришлось бы отказаться от некоторых уже действующих, очень нужных москвичам проектов и программ. На данном этапе мы планируем решать судьбу каждого такого дома индивидуально, исходя из его состояния. В частности, такая работа активно ведется в рамках комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки.

— Владимир Иосифович, среди очередников и переселенцев ходят слухи, что многим из них придется перебираться на ПМЖ в Московскую область, поскольку часть домов по своим жилищным программам город будет строить на участках, купленных в Подмосковье. Так ли это? И что вы посоветуете людям, которым предлагают переселиться из Москвы в область?

— Есть такая проблема, давайте в ней разберемся по порядку. Во-первых, будет ли город строить социальное жилье за МКАД? Да, будет. Это не новое решение, мы делаем это уже несколько лет: построенные московскими строителями муниципальные дома есть в Балашихе, Солнечногорске, Мытищах, Красногорске и т.д. Сейчас мэром Москвы Юрием Лужковым перед соответствующими службами поставлена задача приобрести в области новые участки земли под строительство 1 млн. кв. м жилых домов. Это жилье очень нужно очередникам, которых по-прежнему насчитывается 160 тыс. семей, молодежи, инвалидам, переселенцам из ветхого жилого фонда. Ведь некоторые дома, малопригодные для нормальной, комфортной жизни, не сносятся только потому, что людей из них некуда переселять.

Действительно, есть закон города Москвы, согласно которому переселенцы должны получать жилье в пределах своего округа и района, и этот закон незыблем. Но очень часто люди сами готовы уехать в Подмосковье, лишь бы их квартирный вопрос быстрее решился. Географически разницы между спальными районами Москвы и городами области, примыкающими к МКАД, сейчас уже никакой нет. Мы единая агломерация и должны развиваться как единый организм. Однако хочу подчеркнуть: предлагая жилье в Подмосковье, мы никого не неволим туда переезжать. Мы просто даем людям выбор: или еще подождать и получить равноценное жилье на старом месте, или получить квартиру большей площади на окраине или в области. Еще раз подчеркну, это дело исключительно добровольного выбора.

* * *

— Сейчас уже очевидно, что главной проблемой Москвы стала перегрузка транспортных магистралей. Есть ли какие-то подвижки в дорожном строительстве? Говорят, что Москва получит на эти цели из федерального бюджета 1 трлн. руб.

— Безусловно, имеющихся в городе дорог нам не хватает. Но мы делаем все, чтобы исправить ситуацию: в 2008 году на транспортное строительство в бюджете заложено почти 100 млрд. рублей. Такого дефицита дорог не было бы, если бы в свое время не были ликвидированы дорожные фонды. И сегодня нам просто необходимо восстанавливать систему полноценного государственного финансирования транспортной инфраструктуры, в том числе продвигать инициативы совместного финансирования с федеральным уровнем дорожного строительства по принципу “рубль на рубль”. Недавно мэр Москвы Юрий Лужков обсудил тему транспортного строительства с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Было решено, что в 2009 году централизованное финансирование транспортного строительства в Москве будет увеличено на треть.

— На что в первую очередь планируется тратить полученные средства?

— Перед нами стоит задача развивать дорожную сеть, строить новые дороги — причем делать это приходится в условиях сложившейся городской застройки. Первая из главных проблем Москвы — в слабости связей между соседними районами. Город разделен клиньями промзон и полосами отчуждения по сторонам железных дорог. Итог — дополнительная нагрузка на автотрассы и постоянные пробки. Городские власти намерены строить дублеры существующих кольцевых магистралей — к таким проектам относится, например, строительство Четвертого транспортного кольца. Оно позволит разгрузить МКАД и ТТК. Примером строительства нового радиуса является Краснопресненский проспект. Он уже связал Новорижское шоссе с центром города. Проект был запланирован еще в советские годы, но не был реализован до последнего времени из-за отсутствия технологии, которая позволила бы обойти Серебряный Бор. Мы смогли сберечь ценный природоохранный комплекс, использовав передовые технологии мостового строительства и лучший проходческий щит.

Разделенность, разрозненность соседних округов и районов — повод задуматься не только над развитием существующей дорожной сети по старому принципу колец и радиусов, но и над созданием новых элементов этой сети. Например, хордовых трасс. Они соединят западные и восточные части города, минуя центр. Хорд будет две — Северная и Южная. По проекту, они частично пройдут по существующим улицам (Алабяна и Балтийской — на севере, Балаклавскому проспекту и улице Обручева — на юге). Однако строителям предстоит создать и много новых участков. Например, Южная хорда должна пройти в глубоком и длинном тоннеле, чтобы сохранить в неприкосновенности дворцово-парковые ансамбли “Царицыно” и “Коломенское”.

Вторая проблема транспортной инфраструктуры Москвы — недостаточная пропускная способность вылетных магистралей. Для этого необходимо срочно расширять, реконструировать уже существующие трассы. Лучший пример подобной реконструкции — “Большая Ленинградка”. Через два года она превратится в бессветофорную, широкую магистраль. Сейчас идет строительство развязок рядом со станцией метро “Сокол”, на пересечении с Головинским шоссе. В планах — развязки на Пушкинской площади, площади Белорусского вокзала, с Фестивальной улицей и улицей Серегина. Там, где дорога примыкает к жилым кварталам, вместо наземных развязок строятся подземные тоннели. Это дороже, но зато гарантирует спокойствие жителей соседних домов и сохранение зеленых насаждений.

Кроме того, в будущем мы планируем построить автодороги над всеми ветками московского железнодорожного узла. За счет этого число вылетных магистралей города — вдумайтесь! — можно удвоить. Это кардинальным образом изменит ситуацию на дорогах Москвы. Предварительные договоренности с РЖД об этом уже есть, а работы начнутся после 2010 года.

— Какая роль в новой дорожной программе отводится паркингам?

— На мой взгляд, наш путь — где-то посередине между Европой и Америкой. С одной стороны, мы должны стремиться к развитию общественного транспорта, перехватывающих парковок, пересаживаться на автомобили меньшего размера, как в Европе. С другой — очевидно, что обычные гаражи и парковки для личного автотранспорта тоже нужно строить, и в большом количестве, как в США. Мы всеми силами стараемся наращивать объемы гаражного строительства: если в прошлом году было построено 120 тысяч машиномест, то в этом году — 125 тысяч, из них половина будет сдана до конца первого полугодия.

— В этом году стройкомплекс города отмечает свой 20-летний юбилей, в рамках которого проходит много мероприятий. Какое из них запомнилось вам больше всего?

— Конно-спортивный праздник, который в июне прошел на московском ипподроме и был посвящен московским строителям. Это было очень красивое и зрелищное шоу. Я уверен, что оно надолго запомнится всем, кто его видел. Буквально на днях прошла серьезная научно-практическая конференция, посвященная юбилею. А в августе у нас состоится торжественный вечер в Государственном Кремлевском дворце.



    Партнеры