Отдыхающие деньги

В 2020 году Россия может превратится в туристическую Мекку

20 июля 2008 в 16:14, просмотров: 422

Правильная организация отдыха и досуга приносит экономике любой страны миллиарды долларов чистой прибыли. Европа делает ставку на туристов из Китая и Индии. Швейцария объявила “войну холодных взглядов”. Турция строит подводные лодки. Венгрия распахивает огороды и поля. Главное для туриндустрии — хорошая погода, отсутствие терактов и суровые наказания за сексуальные домогательства. Турпотоки сдерживают Олимпийские игры и сексуальные насильники. Реальный покой и комфортный отдых туристов способны обеспечить и малые фирмы.

Пока заморские гости не очень жалуют русское гостеприимство. Всего 2,5% мирового въездного туризма принадлежит Российской Федерации. По прогнозу ВТО, к 2020 году у нашей страны есть реальный шанс выбиться в десятку самых популярных туристических направлений. Для того чтобы золотой дождь туриндустрии пролился на голову россиян, надо “натравить” на приезжих российских предпринимателей.

Паломничество, болезни и любопытство

Туризм — один из старейших видов бизнеса. Историки указывают на первые миграции религиозного характера аж в 4 тыс. до н.э. Египтяне и греки искали истину, пытались добраться до богов и прикоснуться собственными руками к артефактам. Персы первыми просекли ситуацию и для комфортного передвижения паломников проложили комфортные дороги, развили систему коммуникаций, а также полностью обеспечили инфраструктуру для гостей: построили корчмы, трактиры и дома для ночлега.

Дома не сиделось и менее религиозно настроенным гражданам. Кого-то мучили подагра и ревматизм, кто-то хотел восстановить свою мужскую силу и девичью красоту. На радость таких туристов, при источниках минеральных вод, лечебных грязей организовывались первые в мире санатории и курортные зоны. Особым комфортом отличались дома отдыха древних римлян и греков.

Русичи открыли прелесть путешествий одними из последних. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию исключительно из “любопытства посмотреть чудеса образованного мира”. Главным странником стал, конечно, Петр I, совершивший непрерывный трехгодичный вояж в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы.

Самая первая туристическая компания появилась на свет лишь в начале XIX столетия, и открыл ее Томас Кук.
Ежегодно в мире на туристические путевки тратится более 6—6,5 трлн. долл. 12% всех инвестиций — доля туротрасли. Ежегодно в отрасли “отдыхающего бизнеса” создается более 210 млн. рабочих мест и производится 11—12% глобального ВВП.

Так, в турбизнесе Германии занято более 100 тыс. человек. Для Испании туризм — основной источник дохода для 15% активного населения страны. Берлин ежегодно посещают 140 миллионов туристов. Испанское побережье успевает обслужить от 60 до 80 млн. иностранных отдыхающих. В целом Адриатическое и Средиземное побережья Турции привлекают до 240 млн. отдыхающих с весны и до Рождества. Из них 2 миллиона — россияне, которые тратят в Турции до 2 млрд. долларов в год.

Согласно экономической теории туризм — это особый вид хозяйства. Благодаря туристическим потокам в мире живут авиакомпании, отели и производители, причем самых разнообразных товаров, работ и услуг. Приезжего надо обеспечивать хлебом и зрелищами. Его надо лечить, омолаживать, обувать-одевать. Как это ни грустно, но в некоторых случаях туристов еще приходится кремировать, класть в гроб и даже хоронить… Именно иностранные туристы скупают значительную часть одежды и косметики во Франции, обуви в Италии, часы в Швейцарии.

В США есть целые штаты, экономика которых базируется только на индустрии туристического обслуживания приезжих гостей. 45,2 млрд. долл., или свыше 6% американского ВВП, — оборот туриндустрии. Таиланд, Испания, Ватикан, Турция, Египет, Багамские острова на 50—70% зависят от того, насколько их хозяева отелей, ресторанов, тур- и авиакомпаний угодили и услужили туристам. Китай и Индия тоже не хотят оставаться в стороне от шальных турвыручек.

Маленькие живут при больших

Основная мировая туристическая тенденция — это консолидация. Как ни крути, но на рынке правят балом крупные компании и сетевики. Чем крупнее фирма, тем больше у нее возможностей для содержания сотен офисов, поддержания контактов с тысячами отелей и получения любых скидок.

Турпарадокс заключается в другом. Туристические потоки ежегодно растут не менее чем на 5—10%. География мест отдыха, лечения и развлечений тоже стабильно расширяется: на рынок регулярно выходят новые игроки. Но в целом прибыльность турбизнеса падает. Его чистая рентабельность порой опускается и до 2% от всех вложений и оборотов.

Значит, для того чтобы больше зарабатывать, нужно постоянно наращивать обороты, увеличивать количество посадочных мест в самолетах, строить более высокие отели, заваливать туристов тоннами халявной еды и литрами бесплатной выпивки. При этом нельзя забывать и о конкурентах, которые в любой момент готовы предложить более дешевые номера, более комфортные кровати и самое главное — более низкие цены на перелет и путевку.

В США уже несколько лет практически не регистрируются новые туркомпании. И не потому, что американцам некогда отдыхать. Просто рынок давно поделен. Примерно у всех турфирм одинаковые цены. И тут уже главное — человеческий фактор: вовремя поздравить клиента с днем рождения и Днем благочестия, предложить при обсуждении летнего отдыха более жирный бигмак и приторный кофе, сделать комплимент жене и вовремя вручить маленький сувенир от фирмы — майку с логотипом компании, фирменную ручку или кружку. В той же Германии на благо 40 млн. выезжающих туристов работает всего 1000 агентств. Так что 70% мирового рынка туруслуг сосредоточено в руках нескольких тысяч крупных и крупнейших туркомпаний. И лишь 30% — это средние, мелкие и микрофирмы.

У больших игроков туристической индустрии сумасшедшие обороты. К примеру, одна из крупнейших в мире авиа- и туркомпания ТУИ имеет годовой оборот в размере 6—7 млрд. евро. Оборот одного популярного европейского отельного холдинга (30 отелей по всему миру) составляет не менее 50—100 млн. евро в год. Но экстремальные обороты крупных туригроков на практике не означают максимально высокой прибыли, даже наоборот. Так, та же ТУИ закончила прошлый год с убытком в размере 860 млн. евро. Сетевые отели также выживают при условии, если принадлежат не одной компании, а десяткам или сотням различных владельцев. Та же ситуация наблюдается и у посредников — туристических фирм и агентств, организующих собственно сами туры: их чистый доход не превышает 2—4% от оборота.

Между тем мелкие и средние турфирмы, особенно специализирующиеся на эксклюзивных видах отдыха или VIP-клиентах, свою прибыль меряют десятками процентов от оборота.

Малый бизнес — наиболее ушлый и прибыльный участник туристического бизнеса. Небольшие отели и частные виллы, эксклюзивные спа-центры и дома отдыха, мелкие авиакомпании и пункты проката яхт — вот кто действительно купается в лучах успеха туристической отрасли. При этом “крупняки” не могут жить без “мелкой рыбешки”. Невозможно открыть гостиницу в каждом городе мира и отели на всех популярных курортах разом. Нет возможности обеспечить транспортом, экскурсиями и питанием миллионы отдыхающих единовременно. Малыши — гибкие и юркие, они быстро перестраиваются, постоянно что-то выдумывают и обновляются.

Германия вложила миллиарды марок в развитие малого туристического бизнеса Берлина. Субсидии и льготные кредиты, дотации и налоговые преференции смогли получить малые компании, предлагавшие проекты по развитию недорогого турсервиса для среднего класса, молодежи и пенсионеров. Сегодня Берлин уступает лишь Лондону и Парижу по количеству приезжающих поглазеть на местные красоты и просто погулять туристов. Малый бизнес не подвел. Предприниматели обеспечили столицу объединенной Германии 580 отелями и пансионатами, сотнями хостелов, молодежных баз и кемпингов, спа-центрами и домами отдыха.

Китай пошел по тому же пути — материально поддерживал малые фирмы, избравшие турпуть. Щедрые вложения окупаются сторицей. Местные провинции ежегодно посещает до 650 млн. местных и зарубежных гостей. Благодаря чему доходы от туризма в Китае достигают 62—65 млрд. долл. в год.

Любой каприз, даже если у вас узкие глаза

Европейские страны охотятся за отдыхающими из Поднебесной и Индии. В этих странах только зарождаются классы новой буржуазии и миллиардеров. Это раньше европейцы всеми фибрами души и силами визовых режимов пытались не пускать на свои территории приезжих из Китая и Индии. Турция, Германия и Мальта фобиями по отношению к узкоглазым приезжим не страдали — и результаты оказались ошеломляющими. 10 млн. китайских туристов, посетивших эти страны, останавливались исключительно в дорогих отелях и не стесняли себя в тратах на еду, одежду, ювелирные изделия и развлечения. Финляндия и Греция также намерены в самое ближайшее время ввести ускоренную процедуру выдачи визы китайцам. Ожидается, что в среднем туристы из Поднебесной будут тратить на отдых и путевки не менее 5 тыс. долл. за 10 дней.

Швейцарцы решили, что русские туристы непозволительно много тратят на местных курортах, отпугивая от классического отдыха “старых” европейцев. Австрийцы тоже завидуют нашему буйному характеру, тугим кошелькам и бесшабашности. Хозяева пятизвездочных отелей австрийского горнолыжного Китцбюля проголосовали за то, чтобы число клиентов из России не превышало 10% от общего числа постояльцев. Такие же меры ввели и в Сент-Морице. Менеджеры самых дорогих отелей, с апартаментами от 8 тыс. евро за ночь, теперь не будут сдавать одному русскому более 1 номера. Этаж, несколько номеров, а то и вовсе отель целиком теперь руссо-туристам снять будет невозможно. Такую войну европейские СМИ уже прозвали “войной холодных взглядов против русских туристов”.

Турция пытается из своих побережий выжать все соки, доллары и евро. На сегодняшний день страна — лидер делового туризма. По числу конгрессов, семинаров и собраний Турция входит в пятерку лидеров корпоративного туризма. В целом только Анталия может принять до 46 тыс. бизнесменов.

А туда, куда бизнесмен не поедет, приедут любители подводных приключений. Первая туристическая субмарина обошлась властям турецкого города Бодрум в 1,3 млн. долл. Подводная лодка 38 м в длину, 4,5 в ширину и 3 в высоту способна вместить до 47 человек. За год субмарина должна прокатить до 50 тыс. туристов. Всех их опустят на глубину более чем 40 м, покажут подводный мир, познакомят с археологическими сокровищами и накормят настоящим морским обедом.

В Венгрии, Словакии и Польше особо смотреть не на что (кроме Будапешта и озера Балатон). Зато сюда просто ломятся туристы из Западной Германии, Италии, Франции и даже США. За свои деньги они доят коров, пашут землю, купаются в проруби и окучивают картошку. Агротуризм — одно из перспективнейших направлений трудового отдыха. За неделю собирания апельсинов на плантации итальянского фермера на Сицилии европейцы готовы выложить 750 евро. Желающих так много, что они стоят в очередях годами. Пионер агротуров — Великобритания.

Олимпиада и насильники — враги туроператоров

Конечно, когда на территории страны не все благополучно, вспыхивают природные катаклизмы или еще того хуже — распространены террористические акты, туристов в такие места не особо заманишь.

Но есть другие причины снижения потоков отдыхающих. Одна из них — Олимпиада. Китай бил все рекорды по наращиванию числа отдыхающих. В этом году наблюдается обратная ситуация: море свободных номеров и явная нехватка туристов. Турфирмы, специализирующиеся на Китае, уже недобрали более 30% относительно прошлогодних показателей доходов. Туристический сезон был сорван и в Греции, и в Австралии в период проведения в этих странах Олимпийских игр. Недосчитались приезжих и в Австрии во время Евро-2008. Даже в Сочи в этом году ожидается меньший наплыв желающих позагорать на Черноморском побережье…

В Индии Олимпийских игр нет. Но даже хиппи в последнее время отказываются ехать в эту славную страну. И все потому, что власти никак не могут урезонить местное мужское население. В стране ежегодно на 15—20% вырастает число официальных заявлений в полицию с жалобами на изнасилования или сексуальные домогательства. Больше всего индийцы пристают к англичанкам и японкам, а в прошлом году секс-домогатели не обошли стороной финок и россиянок.




Партнеры