Рынок не всегда прав

Москва остро ощущает дефицит коммерческих площадей. Особенно ее Центральный округ. Высокие рыночные ставки аренды и выкупа помещений заводят город в тупик: его жителям все труднее купить батон хлеба и подбить каблук у босоножек.

20 июля 2008 в 16:05, просмотров: 327

Но московским руководителям удается развивать социально значимый бизнес и предупреждать конфликты собственников коммерческой и жилой недвижимости. Михаил Орлов, заместитель префекта ЦАО, считает, что город обязан иметь свой недвижимый фонд, который станет стабильным гарантом хоть и не высокодоходного, но столь нужного москвичам социального малого бизнеса.

— ЦАО — наиболее привлекательная часть Москвы и с точки зрения территориального расположения, и с точки зрения клиентской базы. Насколько сегодня остра проблема свободных коммерческих площадей для малого и среднего бизнеса?

— Безусловно, и в Москве в целом, и конкретно на территории ЦАО ощущается острый дефицит коммерческих площадей. При этом высокие цены абсолютно не регулируют спрос и предложение: помещений для аренды или продажи просто нет. Иногда предприятие имеет деньги, но не имеет возможности приобрести помещение — все площади заняты, а освобождать их никто не спешит.

— Дефицит площадей каким-то образом затрагивает интересы города, отражается на его жизнедеятельности?

— Нехватка помещений, их высокая стоимость — все это ударяет и по малому бизнесу Москвы, и по обычным москвичам. Предприниматели не в состоянии начать свое дело — им не по карману ни торговые, ни офисные площади в центре. У обычных же жителей возникают свои проблемы. И две эти проблемы вместе образуют своего рода замкнутый круг, разорвать который и призвана городская целевая программа строительства нежилых помещений для предприятий малого и среднего бизнеса.

В центре проживает значительное количество людей, в том числе и пенсионного возраста. Только держателей социальной карты в ЦАО более 150 тыс. человек. Обслуживают всех этих обычных людей, которые просыпаются и укладываются спать в своих домах на территории ЦАО, товарами первой необходимости и услугами для комфортного проживания предприятия малого бизнеса. Сам по себе социально значимый сервис мало доходен или, скажем так, не приносит сверхприбылей. Поэтому у этих предприятий возможность приобретения помещения или аренды на рынке ограничена. Эта проблема решается сдачей в аренду городских площадей на специализированных конкурсах либо строительством новых объектов при использовании принципа соинвестирования.

— Кто может стать партнером префектуры в реализации социальных программ?

— Это любое предприятие, которое изъявило желание участвовать в окружной социальной программе. С ним подписывается трехсторонний договор: предприятие — префектура — управа. В данном договоре оговаривается та социальная функция, которую берет на себя предприниматель.

Чаще всего предприятие торговли берет на себя обязательство иметь в наличии полный набор товаров, входящих в потребительскую корзину по ценам на 10—15% ниже среднегородских. Для предприятий бытового обслуживания и общественного питания устанавливается предельный уровень наценки. Кроме этого, к обслуживанию в данных предприятиях прикрепляются граждане из категории малообеспеченных, которым предоставляется дополнительная скидка в размере 10—15% на все товары за исключением алкогольной продукции.

— При таких ценах на аренду малый бизнес, наверное, не очень заинтересован в развитии социальной торговли и социального сервиса, концентрируя свое внимание на нише элитной торговли и элитного сервиса.

— Заинтересованность в социальных объектах у предприятий небольшого размера, безусловно, есть. Малый бизнес осваивает социальные услуги. Так, на сегодняшний день в ЦАО действуют более 350 народных магазинов продуктов питания, примерно такое же количество точек, оказывающих различные бытовые услуги.

Но все равно для наших жителей этого мало. Мы хотели бы как минимум удвоить количество подобных предприятий. Такую задачу поставил наш префект С.Л.Байдаков.

Например, услуги бытового сервиса дорожают на территории нашего округа и в Москве в целом быстрее и чаще остальных, в том числе и розничных. Это говорит о ненасыщенности данного сегмента рынка.

— А как город “втягивает” малое предпринимательство в те ниши бизнеса, которые особо необходимы для Москвы и москвичей?

— Только традиционными рыночными механизмами проблему развития социального предпринимательства решить нельзя. Местные руководители обязаны организовывать систему целевой поддержки. В Москве такой механизм создан и работает. Есть четкая система аккредитации, социальных конкурсов, предоставления субсидий, дотационных кредитов и льгот, в том числе и льгот по аренде городских помещений. При этом нет никаких барьеров, любой желающий имеет право на поддержку московского правительства.

— Как получить льготу в качестве социально значимого малого предприятия?

— Допустим, речь идет о магазине продуктов питания социальной значимости. Для получения льгот такая фирма или индивидуальное предприятие должны быть включены в реестр малого бизнеса Москвы. И еще такое предприятие должно быть аккредитовано. Аккредитация — это четко отработанная процедура.

Специалисты Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, префектуры и управы проверяют соответствие условиям договора социального заказа, а также качество обслуживания. И по итогам Межведомственная комиссия правительства Москвы по потребительскому рынку принимает решение об аккредитации. Предприниматель получает соответствующее свидетельство, которое дает право на получение минимальной ставки арендной платы — 1000 руб. за 1 кв. м в год.

— В каких направлениях помимо социальной торговли Москва заинтересована в отношении малого бизнеса?

— С одной стороны, с предприятиями общественного питания в округе все обстоит достаточно благополучно. Но и здесь есть свой дисбаланс. Требуется повышение качества производственного питания, а также целевое развитие системы детского питания. В этом месяце такая целевая программа по целевому детскому питанию была принята правительством Москвы.

Конечно, нельзя забывать и о том, что Москва — это не только город сервиса и торговли. Москва — это кузница научных кадров. У нас активно действует программа по поддержке предприятий инновационной направленности. Научно-производственные фирмы могут располагаться где угодно. Но, на наш взгляд, самое оптимальное — это размещение подобных предприятий вблизи вузов, научных учреждений. Для их поддержки создаются технопарки и бизнес-инкубаторы.

Еще один из важных блоков целевого назначения нежилых помещений — это использование городских площадей в сфере культуры и спорта. Город помогает и в развитии народных художественных промыслов. В свою очередь, ремесленникам, мастерам народных промыслов центр интересен с точки зрения реализации — здесь расположены основные туристические зоны города. Решением мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова Ассоциации народных художественных промыслов России выделено помещение для организации выставочного зала.

— Можно ли говорить о том, что Москва не очень надеется на рынок, пытаясь самостоятельно контролировать все сферы бизнеса?

— В сфере потребительского рынка города работают все рыночные механизмы. И в этом секторе экономики практически не осталось государственных предприятий. Вместе с тем влияние государства в Москве присутствует. Благодаря этому столичный потребительский рынок очень мягко прошел те кризисы, которые остро ощущались в других городах. И это позволяет решать проблемы тех потребителей, которые сегодня нуждаются в защите государства.

Москва постоянно ставит перед собой отдельные целевые задачи и разрабатывает различные программы для их решения. Безусловно, и у нас есть проблемы. Но в то же время есть и все основания для того, чтобы решать их осмысленно.



    Партнеры