Кому в “Артеке” жить хорошо?

Легендарный лагерь может исчезнуть уже в следующем году

“Дальше так жить нельзя! Ветераны! Артековцы! Это наш “Артек”, и мы его никому не отдадим! Спасем “Артек” для новых поколений наших детей!”

Вот уже который месяц листовки с тревожным посылом гуляют по южнобережному крымскому поселку Гурзуф. Именно в этом живописном уголке расположился лагерь-легенда “Артек”, которому 16 июня стукнуло 83 года.

Как сегодня живется знаменитому детскому лагерю и от кого его собираются спасать жители Гурзуфа, выяснил корреспондент “МК”, тайно побывавший в “Артеке”.

От посторонних глаз артековское руководство охраняет “Беркут”

Попасть в лагерь — задача, скажу я вам, не из легких. Мало того что на каждом КПП дежурит по наряду милиции, так еще и по всей территории снуют бойцы “Беркута” (аналог российского ОМОНа. — Е.П.). Для чего же они здесь нужны — вопрос напрашивается сам собой. В Крыму говорят: “Там, где появился “Беркут”, жди рейдерского захвата земли”.

Нынешнее руководство “Артека” все делает для того, чтобы ситуация, в которой сегодня оказался детский центр, не стала достоянием гласности. Журналисты здесь гости нежеланные. Председатель общественной организации “Гурзуф — потомкам” Жанна Рута, проработавшая в пионерлагере около 20 лет, буквально тайком провезла меня в бывшую всесоюзную здравницу под видом своей подруги. Моя провожатая запретила даже заикаться, что я журналист. Иначе дело — труба.

В отличие от руководства трудовой коллектив с удовольствием рассказывает о беспределе, который творится в международном детском центре. Заговорили даже те, от кого возмущения уж никак не ждали. К примеру, Сергей Ерохин, который пришел работать в “Артек” в 1969 году и прошел путь от простого вожатого до заместителя директора по педагогической деятельности. Эту должность он занимал с 1989 по 2006 год, до прихода на пост руководителя Бориса Новожилова. Несмотря на послужной список Ерохина, его попросту уволили, дав статус советника директора. Советника, чьи советы никому не нужны? Хотя на счету Сергея Ерохина и международный кинофестиваль “Артек”, и международный конкурс юных исполнителей классического танца “Фуэте “Артека” им. Григоровича”, и комплексная программа развития “Артека” до 2010 года (утверждена кабмином Украины в 1988 году). Это всего лишь несколько программ, у истоков которых стоял заслуженный педагог Ерохин. Но профессионалы высокого класса в лагере, похоже, больше не в почете. От них всеми силами пытаются “избавиться”. Судя по всему, лагерь-легенду целенаправленно ведут к банкротству, а может, и к ликвидации как такового. Своим мнением на этот счет со мной поделился Сергей Ерохин.

— С 2002 по 2006 год в “Артеке” сменились четыре руководителя. Но до Бориса Новожилова все директора не только ничего не разрушали, но делали все возможное для развития материальной базы “Артека” и сохранения его педагогической сути. Такого, как при Новожилове, у нас не было никогда. Из 1800 сотрудников центра дай бог полсотни, и то под пытками, скажут, что принимают эту команду. Полное непонимание специфики международного детского лагеря, полное игнорирование того, что было раньше, — негодует Сергей Ерохин. — “Артек” славится своей исповедальностью, своей удивительной романтикой. Все мы работали для того, чтобы дети, уехав отсюда, говорили: “Я был в “Артеке”, я видел ЭТО!” А сейчас все превращается в одну дискотеку, пришлое руководство попирает наработанные десятилетиями традиции. Маленькая горстка людей — начальники лагерей, педагогическая группа — компенсируют проблемы своим профессионализмом и стараются сохранить былую атмосферу. Но то, что находится за пределами детского сообщества, вызывает массу вопросов. Как понять, что центр, способный принять 3800 детей, в первую летнюю смену принял только тысячу? На вторую смену не заехало 800 детей. Путевки не реализованы. Генеральный директор пытается навешать лапшу на уши, мол, несмотря на то, что лагеря не заполнены, он всем выдает зарплату. Но это благодаря тому, что путевки продают по более высокой цене. И это говорит человек, поставленный государственным Управлением делами президента (именно в его ведении находится “Артек”. — Е.П.) во главе такой мощной структуры, известной во всем мире!

Заслуженный без заслуг

Путевка в “Артек” сегодня действительно по карману немногим. Цена может доходить до 5000$ за смену. Накрутка просто космическая. Несмотря на неполный заезд, работают все 9 лагерей, хотя при таком количестве можно с лихвой обойтись семью. А зимой МДЦ принимает от 600 до 800 человек. Из пяти круглогодичных лагерей в зимнее время в лучшем случае работают три.

Многие в коллективе лагеря считают, что путевки специально не распродаются, чтобы доказать руководству страны, что центр не востребован и дети не хотят сюда ехать. А значит, в таком виде он нерентабелен, и можно его поделить… То ли еще будет. Сотрудники лагерного комплекса с ужасом ждут сентября. В “Артеке” грядет приватизация. Предприятию могут поменять название, а потом вообще ликвидировать. На общем собрании Борис Новожилов уже предупредил, что “Артек” со следующего года намерен перейти на сезонную работу — от лета к лету. Как будут жить в остальное время работники лагеря, судя по всему, руководству плевать. А куда податься в маленьком поселке?

Недавно Борису Новожилову присвоили звание заслуженного работника образования Украины. “За что? Дни, которые он провел в “Артеке”, можно по пальцам сосчитать”, — удивляются сотрудники.

Среди “заслуг” Новожилова — отмена экскурсионных поездок детей в Севастополь, попытки “изгнать” гурзуфских школьников из артековской школы с углубленным изучением иностранных языков. Эта школа, подарок от экс-президента Украины Леонида Кучмы, изначально предназначалась для местных детей и для тех, кто приехал отдыхать в лагерь. Однако теперь туда не пропускают даже выпускников. В первую субботу февраля, традиционный вечер встречи, двери учебного заведения для бывших школьников демонстративно закрыли.

Когда я увидела эту школу, я сразу и не поняла, что это учебное заведение. Выглядит как настоящий дворец. Ее совершенством впечатлился даже экс-Президент России Владимир Путин, когда приезжал в “Артек” навестить детей из Беслана, находившихся здесь на реабилитации. Поэтому школа — весьма лакомый кусочек. И при желании вполне может превратиться в гостиницу…

Богатейший в прошлом лагерь ныне — банкрот перед водоканалом и Крымэнерго. На стеле при въезде даже не горят вечером огни — жесткая экономия на всем.

Если раньше день рождения лагеря, 16 июня, был общим праздником, то вот уже второй год ветераны “Артека” в этот день проводят протестный митинг у стелы. А на стенах то и дело появляются надписи “Новожилов, вон из “Артека”!” По команде лагерного начальника рабочие по ночам замазывают нелицеприятные письмена.

Резиденция для гендиректора

Не секрет, что вся возня вокруг пионерлагеря связана с землей. Шутка ли — 208 гектаров в прибрежной зоне на Южном берегу Крыма! Похоже, свои виды на дорогущую землю и у гендиректора “Артека” Бориса Новожилова. Может, поэтому руководство лагеря не устраивает действующий единый госакт на землю лагеря? В поселковый совет Гурзуфа подали пять новых государственных актов на различные участки территории “Артека”. Делается это для того, чтобы в земли лагеря не был включен бывший дом отдыха депутатов Верховной рады “Аю-Даг”, расположенный прямо у моря под Медведь-горой. Этот дом, подмечают артековцы, Новожилов облюбовал для себя. Там уже отдыхают “няньки, родственники и друзья”, а на верхнем этаже, как поговаривают, гендиректор сейчас строит апартаменты.

“Аю-Даг” находится в десятке метров от городского коммунального пляжа. Но на городской пляж мы попали, только с боем прорвавшись через охрану. Близко к дому-резиденции никого не подпускают. Местные жители должны заказывать пропуск у руководства “Артека” для себя и родственников, чтобы пройти на коммунальный пляж! Процесс рассмотрения “прохода на городской пляж” занимает неделю, а то и две. Причем могут и отказать... Кроме пляжа в резервацию попали кладбище, дороги общего пользования, дома, где живут сотрудники “Артека”. Руководство “Артека” не хочет передать социально значимые объекты на баланс поселка и жить мирно. Хотя эта часть земли удалена от всех лагерей.

“Спасите нас! Мы живем как в гетто!”

Больше всего от новых порядков Бориса Новожилова страдают работники “Артека”, живущие прямо на территории. Люди уже несколько поколений обрабатывают огороды и живут в ветхих, покосившихся домишках, не знавших капремонта со времен царя Гороха. До того как стать жилыми, в этих зданиях были где времянки для вожатых, а где и конюшни… Без окон и каких-либо удобств. Люди сами прорубали себе окна в полуподвальных помещениях. Однако и это скудное имущество “Артек” не дает им приватизировать. И в любой момент их могут попросить покинуть дома. А в артековском жилом фонде проживает ни много ни мало 280 семей. В статье, опубликованной в газете “Артековец”, гендиректор Борис Новожилов говорит, что выселит всех за государственный счет в новые квартиры. Но в эти басни никто здесь не верит.

На лавочке у дома собрались несколько женщин, все обсуждают одну тему — срыв курортного сезона. Из-за того, что туристов в этом году попросту не пустили к ним через КПП, местные жители лишились отдыхающих. А это их главный заработок, который помогает хоть как-то перекантоваться зимой.

— Каждый год к нам едет много россиян, они очень любят эти места. Особенно много москвичей. И мы живем на это. В “Артеке” платят копейки, нам на них не прожить. Этим летом подъезжавшие машины не пустили через проходную, они развернулись и уехали. А сделать мы ничего не в силах. В среднем жилье мы сдаем по 30 долларов в сутки, вот и считайте, сколько мы потеряли. Сейчас пусто, никого нет. Как будем жить зимой — даже представить себе не могу. Мы здесь как в гетто! Помогите нам кто-нибудь! — разводит руками Ирина.

Никаких документов на квартиры, кроме ордеров, полученных при СССР, у этих людей нет. Тамара Григорян судится уже много лет, чтобы приватизировать свое жилье. На Украине она прошла все инстанции. А год назад ее жалобу принял к рассмотрению Страсбургский суд по защите прав человека.

От поселения до Гурзуфа — 5 километров. Пешком не находишься. В маленьком сельском магазине кроме водки и хлеба ничего нет. Этим летом здесь появилась небольшая торговая точка — девушка торгует привозными овощами и фруктами. Для здешних жителей и это — как манна небесная в забытом Богом уголке. Однако у г-на Новожилова на сей счет свое мнение. Рассказывают, как он лично приехал к торговой палатке с претензиями: “По какому праву вы торгуете на моей земле?!” Получается, этакий царек со своей личной вотчиной — “Артек”.

Местные жители не устают рассказывать невероятные истории о своем житье-бытье. Купили новый диван — не пускают через проходную: оформляйте пропуск. Вызвали телемастера — та же эпопея. А вот самый вопиющий случай: к пожилой женщине с приступом не пустили карету “скорой помощи”! Ну и как после такого не писать на стенках гадости и не выходить на митинги?

Едва ли новое руководство вело бы себя настолько фривольно, если бы не мощная поддержка из Киева. Откуда, собственно, приехал и сам Новожилов. Неужто развал легендарного “Артека” — программа, принятая на государственном уровне? Иначе как все это объяснить?

* * *

Навстречу нашей машине идут несколько отрядов артековцев. Услышав шум колес, вожатые выстраиваются вокруг ребят цепочкой. Безопасность детей здесь — превыше всего. К сожалению, только на оптимизме и профессионализме сплоченного коллектива пока и держится прославленный пионерский лагерь.

Гурзуф—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру