Абитуру ограничили в средствах

“Народный контроль” на вступительных экзаменах отбирал шпаргалки и телефоны

20 июля 2008 в 15:12, просмотров: 661

Как писал “МК”, общественные эксперты проекта “Абитуриент-2008” попытались взять под контроль приемные кампании 11 ведущих вузов страны. О том, что из этого вышло, рассказал “МК” руководитель проекта, зампредседателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор ПАНИН.

— Виктор Викторович, что дало наблюдение общественности за ходом экзаменов?

— Информацию о массовых нарушениях! А также понимание, почему многие вузы не пускали общественных наблюдателей из проекта “Абитуриент-2008”, хотя за нами — президентский грант и поддержка Рособразования. Кое-где мы все-таки пробились, хоть это было нелегко, но больше половины намеченных вузов нас так и не пустило. Подозреваю, что им было что скрывать!

— А вы можете назвать эти вузы?

— Это 5 вузов из 11, первоначально отобранных для посещения общественных экспертов: Саратовский госуниверситет (хотя в этом регионе координатором проекта “Абитуриент-2008” является местный министр образования), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону); Уральский госуниверситет; Санкт-Петербургский технический университет, Нижегородский госуниверситет.

— Чем они мотивировали свой отказ? Ведь хоть какие-то причины отказа от прозрачности своих вступительных экзаменов они должны были привести…

— Серьезных причин не назвал никто. Ведь нельзя же всерьез воспринимать доводы ростовчан, что “никакой общественности” у них нет, а стало быть, и “общественных наблюдателей быть не может”. Или ответ Уральского госуниверситета: мол, мы вас пустим, но только пусть сначала нам даст такое указание Рособразование. Какие ж тут могут быть указания вышестоящего начальства?! Мы — общественный контроль, а значит, решение, пускать нас или не пускать, каждый принимает не по указке начальника, а добровольно. Если нечего скрывать — чего же прятаться?

— А где ваши эксперты побывали?

— В трех московских вузах, а также в Самарском, Волгоградском и Новосибирском госуниверситетах. И кое-что мы заметили. В одном из вузов абитуриенты стали консультироваться друг с другом, как заполнить тесты. Этого, конечно, допускать нельзя. Были попытки воспользоваться мобильными телефонами, которые мы, естественно, пресекли.

Еще серьезное нарушение — в аудитории, примыкающей к той, где шел экзамен, затеяли ремонт, причем самый брутальный — с отбойными молотками, долбящими стену экзаменационной аудитории. Бедные ребята решали задачки, закрыв уши руками: не то что экзамен сдавать, находиться в этой комнате было невозможно. Да и повод для апелляции для тех, кто плохо написал работу, налицо. Наша эксперт объяснила все это старшему экзаменатору и попросила прекратить работы. Грохот стих.

— Какие нарушения были самыми типичными?

— Отсутствие к началу экзамена даты и подписи абитуриента на экзаменационных листах. Это очень серьезно: если нельзя сличить подписи подавшего документы и написавшего работу, абитуриента на экзамене можно подменить. Другой серьезный ляп приемной комиссии — выдача разноцветных листов бумаги для чистовиков: серой, белой, желтой. Это уже прямая возможность пометить “нужную” работу для проверяющих — все равно что прямо подписать ее именем абитуриента. Не надо ни условных значков ставить, ни углы загибать: договариваешься заранее о “цветовой гамме” работы — и вперед!

— Вы хотите сказать, что это было сделано намеренно?

— Я хочу сказать, что там, где идут вступительные экзамены, должен быть порядок! Во всем! Тогда и места для злоупотреблений не останется. А в одном из университетов во время экзаменов было полно посторонних — по коридорам толпами ходили родители, сидели на окнах, чуть ли не в экзаменационные аудитории заглядывали. А там — тоже непорядок: никто из абитуриентов вещей при входе не оставлял, так и сидели за партами с рюкзаками. Вот смотрите, отчет только по одной из экзаменационных аудиторий: 09.40 — зафиксирована попытка воспользоваться мобильным телефоном; 09.45 — у одного из абитуриентов обнаружен учебник по физике, с которого он списывал; 11.45 — новая попытка воспользоваться мобильным. Только лично я предотвратил две такие попытки. Правда, одну из них — лишь частично. Вижу — сидит девушка и, прикрыв телефон краешком юбки, пытается послать SMS-ку. Я указал на нее преподавателю, но тот почему-то не удалил ее с экзамена, как был обязан, а только пересадил вперед. Потом смотрю — несколько раз он к ней подошел, о чем-то поговорил. Думаю, неспроста: скорее всего консультировал… Поэтому, когда я засек второй случай использования мобилы, подошел к этому абитуриенту сам и настоял, чтобы его вывели из аудитории.

— Я смотрю, общественный эксперт — гроза абитуриента…

— Ошибаетесь. Был у нас случай на апелляционной комиссии. Пришел парень с “двойкой” по физике. Хочет повысить ее до “тройки”, которой ему хватит, чтобы поступить. Смотрим работу: из 7 задач решил две, но обе с ошибками. В одной ошибся со знаком, а в другой сделал ошибку только потому, что решал ее способом, какой вычитал в учебнике. Учебник этот он принес с собой на апелляцию и показал членам комиссии, а те говорят: “Да, ошибка в учебнике. Плохой он — зря ты по нему занимался”. И всё — иди, мол. У парня прямо руки трясутся, он расстраивается и волнуется. И видно, как ему хочется учиться. Я попросил его выйти на минутку и говорю членам апелляционной комиссии: “Разве он виноват, что взял не тот учебник? Задачи-то он решать умеет или нет?” Те подумали и говорят: “Вообще-то правильно. И склад ума у него явно технический”. Короче говоря, удовлетворили его апелляцию и повысили балл.

— Как думаете поступить с теми вузами, куда вас не пустили?

— Пока мы поручили нашим региональным отделениям провести там хотя бы внешний мониторинг — посмотреть, есть ли вся необходимая информация на стендах для абитуриентов. Одновременно готовим обращения в Генпрокуратуру, в Минобрнауки, в Рособрнадзор и к главам регионов, в которых находятся эти вузы, с просьбой об их тщательной проверке. А в перспективе начнем борьбу за создание нормативно-правовой базы для допуска общественного контроля не только к вступительным, но и к межсессионным экзаменам в вузах .





Партнеры