Блестящие перспективы

Четыре пробы золота

Духи могут выдохнуться, платье — выйти из моды, а тонкое колечко со вставкой из бриллианта останется на всю жизнь. Впрочем, не все ли равно — останется, не останется? Оно украшает — и этим все сказано! Потому слабая половина и сворачивает шеи, проходя мимо витрин ювелирных салонов, а уж зайдя внутрь, хоть одну вещицу обязательно примеряет.

Но, отправляясь за блестящими безделушками, лучше прислушаться к советам профессионалов — генерального директора Гильдии ювелиров России Валерия Радашевича и пресс-секретаря Гильдии Владимира Тесленко. Что и сделал “МК”.

Чем занят ювелир?

— Ювелирным можно назвать только изделие, в котором есть драгоценные металлы и драгоценные камни. К ним можно добавлять кожу, сталь, шелк, искусственные камни и другие материалы, — говорит генеральный директор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич.

Первым делом в разряд ювелирных попадают золотые вещички. В последнее время из этого металла делают небольшие колечки для пирсинга и даже мобильные телефоны. Недавно одна компания представила МР3-плеер, корпус которого частично сделан из 18-каратного золота 750-й пробы и инкрустирован 63 бриллиантами общим весом в 1 карат. На конце “проигрывателя” прилажена цепочка с прикрепленным к ней аквамарином. О цене производитель тактично умалчивает, но утверждает, что изделие выпущено ограниченным тиражом.

Металлические страсти

Обнаружив золото в каменном веке, люди уже никогда о нем не забывали. А так как этот металл очень пластичный и легко деформируется, пришлось поэкспериментировать со сплавами.

— Чтобы придать ювелирным изделиям твердость и прочность, золото сплавляют с серебром, платиной, цинком, никелем, палладием, медью. Например, “красное” золото содержит много меди, “желтое” — серебра, “белое” — никеля. Если сплавить золото с серебром и медью, у него будет розоватый оттенок.

Узнать, сколько в сплаве драгоценного металла, можно по пробе. Чем она выше, тем дороже изделие.

— В России (как и раньше в СССР) практикуются жесткие стандарты на содержание золота в ювелирном сплаве, — просвещает нас Валерий Радашевич. — Термин “проба” указывает на это содержание в редкой единице измерения — числе тысячных массовых долей. Для золота установлены четыре стандартные пробы — 333-я, 585-я, 750-я и 999-я. Самая популярная в России — 585-я (то есть в сплаве 58,5% чистого драгметалла по массе).

Есть еще каратная система проб, принятая в восточных странах, Великобритании, США, Швейцарии. Чаще всего там применяют сплавы в 22, 20, 18, 14, 12 и 9 каратов.

Но будьте внимательны! Пресс-секретарь Гильдии ювелиров России Владимир Тесленко заметил, что на некоторых импортных позолоченных изделиях есть клеймо, показывающее пробу именно позолоты (покрытия), а не того материала, из которого сделана вещь. На такие украшения в России пробу не ставят. И хотя они практически не бывают поддельными, золото при той же 585-й пробе может иметь температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Такие вещи трудно ремонтировать, неопытный ювелир может все испортить.

Подделка или искусство?

Почему-то я всегда с сомнением относилась к перстням с рубинами, сапфирами и прочими драгоценными камнями. Как услышала в детстве, что их можно выращивать, так и засело в мозгах: натуральных драгоценных камней днем с огнем не сыщешь, они безумно дороги, а те, что продаются в обычных ювелирных магазинах, — искусственные, то бишь ненастоящие. Так ли это?

Как сказал Валерий Радашевич, искусственно выращенный камень — это вещество, синтезированное (выращенное, культивированное или слепленное) человеком с помощью одной из многочисленных технологий. Например, жемчуг можно культивировать, внедряя в тело устрицы-жемчужницы инородный предмет. Есть составные драгоценные камни (дуплеты, триплеты), изготовленные из нескольких фрагментов. Если соединяются подлинники, получается истинный дуплет. Если хотя бы одна из частей — “стекляшка”, дуплет будет ложным. Чтобы отличить дуплет от цельного камня, его надо вынуть из оправы и внимательно изучать. Можно драгоценные камни и синтезировать.

В любом случае химический состав и физические свойства синтетического минерала и его природного аналога практически одинаковы. По словам Радашевича, “как правило, на глаз отличить искусственный камень от натурального невозможно, для этого нужны специальные инструменты и приборы”.

По большому счету, назвать имитацией синтетические камни язык не поворачивается. Они могут мирно сосуществовать с натуральными и скорее дополнять друг друга, а не соперничать.

Самый низкий процент синтетики у алмазов: на рынок поступает не более 0,1% синтетических бриллиантов. А самый большой — у изумрудов: около 50%.

Совсем другая статья — подделка, которую тактично именуют имитацией.

— Фальшивка сделана совершенно из другого вещества. У нее другие свойства, не такие, как у натурального камня. Например, фальшивые алмазы делают из силикатного стекла и оксида циркония (известный фианит).
Порой “бриллиантом” работает лейкосапфир. Под прямым искусственным светом он почти неотличим от бриллианта. Выявить обман можно только при косом, боковом освещении. В этих условиях “самозванец” не имеет ни блеска, ни игры, свойственных драгоценному камню. Для подделки используют и пластмассу. Ее могут выдать за жемчуг, янтарь и гагат. А фарфор частенько косит под бирюзу.

Чтобы не оказаться в дураках, рассматривая ювелирное изделие, обратите внимание на то, есть ли дефекты литья.

— Поверхность украшения должна быть ровной, без углублений и царапин. Дефекты можно скрыть под камнями, поэтому изделие надо внимательно рассмотреть со всех сторон. Если на нем есть поры, ювелирная ценность покупки резко снижается. Проверьте места соединения деталей: на них не должно быть никаких неровностей и трещин, — говорит Владимир Тесленко.

Если покупаете безделушку с драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, сапфирами, изумрудами), внимательно изучите характеристики камня (название, вес, чистоту, шлифовку), указанные на бирке или в соответствующем сертификате. Если какие-то цифры и буквы непонятны, продавец обязан все разъяснить. Проверьте, нет ли сколов на камне. Его грани и края должны быть четко очерчены, их округление должно насторожить. Для оценки купленного камня многие отправляются на консультацию к оценщику-геммологу, имеющему государственную лицензию. Так вот. Выбирать такого специалиста надо подальше от магазина, где купили украшение.

Дорогие, качественные камни закрепляют в касты, изготовленные из хороших материалов. Причем ограненные камни могут закрепляться только с использованием металла, клей в ювелирных изделиях используют лишь для вставок из жемчуга и перламутра. Иногда, правда, в мужские перстни делают вклейки черного агата и его заменителей. В остальных случаях клей используется только в бижутерии.

Металл, из которого сделано украшение, должен соответствовать по цене закрепленным в него камням.
Все изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные на продажу, должны быть сгруппированы по назначению и иметь опломбированные ярлыки с реквизитами. На ярлыке обязательно должен стоять штамп ОТК.

Кроме того, для каждого ювелирного изделия продавец обязан предоставить индивидуальную упаковку. Вместе с товаром продавец должен передать покупателю товарный чек, в котором указаны наименование товара, продавец, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно продающего товар, а на ограненные природные драгоценные камни передаются еще сертификаты.

Соблюдая эти несложные правила, любой покупатель сможет обезопасить себя от переплат и подделок.

СПРАВКА “МК”

Пробы золота 

КаратнаяМетрическая
241000
22916,6
20833,3
18750
14583,3
12500
9375

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру