Военно-воздушные слили

“МК” узнал план Генштаба: переподчинить летчиков сухопутным генералам

Военно-воздушные силы как вид вооруженных сил вскоре могут прекратить свое существование. Такой план реформирования, по данным “МК”, сейчас вынашивается в Генштабе. Он предполагает, что все армии ВВС и ПВО будут переданы в непосредственное подчинение командующим военными округами, на территории которых они базируются, а для управления армиями стратегической и военно-транспортной авиации создадут специальное управление при Генштабе.

Нет сомнений, что реформа военной организации нашей армии назрела уже давно. Еще в 1997 году в Минобороны выработали теоретические обоснования по ее проведению. Затем 2 октября 2003 года на совещании высшего руководства страны и Минобороны тогдашний военный министр Сергей Иванов объявил о создании “открытой доктрины модернизации Вооруженных сил России”. Он сказал, что его ведомство готово представить “комплексное видение основных направлений развития” армии, и заверил, что в Минобороны “со всей ответственностью могут сказать: мы точно знаем, куда и как двигаться”.

Однако о том, “куда и как”, договориться не могут до сих пор. Тем более в процессе “движения” вдруг выяснилось, что точную цель — какую армию строить — невозможно определить без новой военной доктрины, которую, в свою очередь, нельзя утвердить, пока в государстве нет концепции национальной безопасности. Но военачальников это не остановило. Реформы все равно шли. Представления об облике армии менялись с приходом очередного реформатора.

До недавнего времени главным локомотивом реформ был бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский, который предлагал на базе существующих военных округов создать межвидовые региональные командования (“МК” от 16.12.2005 “Здравия желаю, товарищ командос”). Окружные начальники, естественно, встретили эту идею в штыки, но Балуевскому удалось ослабить их сопротивление и даже пробить решение Совета Безопасности (от 9 июля 2005 года) о проведении эксперимента по созданию региональных командований, который должен был завершиться к 2007 году.

Завершился или нет — понять трудно, так как об “открытой доктрине модернизации Вооруженных сил” давно забыли, и все делалось келейно. Потому сейчас можно лишь гадать, связано ли грядущее переподчинение ВВС с результатами эксперимента или с приходом нового начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова, тем более, похоже, что это не совсем то, что предлагал Балуевский.

Но в любом случае, по информации нашего источника в Минобороны, дело пошло. Генштаб якобы уже дал распоряжение и главкомату ВВС, и округам проработать механизм такого переподчинения. Причем говорят, что в округах без особой проработки тут же доложили наверх, что хоть сейчас готовы принять летчиков и пэвэошников под свое крыло.

Понять их, конечно, можно. С 2005 года над округами витал призрак расформирования. Штатная численность большинства недостаточна для оперативно-стратегического объединения. И тут вдруг они получают полнокровные армии — сразу же есть кем командовать. А чем больше подчиненных, тем у командиров выше должности и крупнее звезды.

Впрочем, пока неизвестно, как на инициативу Генштаба отреагирует непосредственно министр. Но можно предположить, что она будет встречена положительно. Ведь в процессе возможной реорганизации высвободится огромное количество земель, строений и имущества, которое может быть реализовано на аукционах военного ведомства.

Однако при таком развитии событий сразу возникает масса вопросов. Кто, например, будет осуществлять стратегическое управление авиацией, если главный штаб ВВС расформируют?

В этой связи пугают исторические параллели. Перед началом Второй мировой наши авиационные части тоже подчинялись военным округам. И когда в начале войны потребовалось концентрировать силы для авиаудара на каком-либо другом участке фронта, командующие держали авиацию при себе. Зачем ее перебрасывать на чужой театр военных действий, если их боевая задача — защитить границы своего округа или фронта?

В результате авиация несла колоссальные потери и вскоре была практически уничтожена. В авральном порядке Совнарком принял решение: передать ее под командование замнаркома обороны — командующего ВВС, после чего положение стало выправляться.

Или другой вопрос: какова судьба Командования специального назначения (КСпН) — бывшего Московского округа ПВО? По информации “МК”, его планируют превратить в армию и переподчинить Московскому военному округу. А ведь всего несколько лет назад, когда только создавали КСпН, Генштаб с гордостью заявлял, что это — будущая база для Воздушно-космической обороны (ВКО) сначала столицы, а затем и всей страны. Выходит, база ВКО Генштабу больше не нужна?

Планы там, действительно, меняются стремительно. Пару лет назад специалисты из Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО предложили бывшему начальнику Генштаба Юрию Балуевскому проект “Закона о ВКО страны”. Генерал изучил документ и поставил на нем резолюцию: “Этот вопрос преждевременен. Страна по своему экономическому состоянию и возможностям может подойти к этому вопросу только через 30 лет”.

Странно, почему не через 100? И почему на ВКО денег у нас нет, а на постоянные реформы, которые ни к чему хорошему не приводят, всегда находятся? К примеру, в 1978—86-м годах реформирование аналогичное нынешнему уже проводилось. Тогда авиацию и ПВО тоже переподчинили округам и создали главные командования четырех направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Потратили на это 15 млрд. еще советских рублей. Затем в 1986 году без лишнего шума новую структуру признали несостоятельной и все вернули назад. Затем еще лет 15—20 армия восстанавливалась после той реформы.

Видимо, восстановилась окончательно. Пора проводить новую. Остается только надеяться, что нынешние реформаторы продумали все лучше своих предшественников.

АНЕКДОТ ДНЯ

Самые выносливые военные в мире — генералы Российской армии. Они вынесли из нее практически все.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру