Ядовитая месть

Для победы над борщевиком не хватает 80 тысяч долларов

Трава Геракла, “месть Сталина”, борщевик Сосновского — не каждый сорняк может похвастаться таким разнообразием названий. Его путь к славе, пусть и дурной, был, как у кинозвезды, тернист и долог. Зато сегодня у борщевика нет конкурентов, так же, как вредителей и болезней. Большинство областей Центральной России уже стонут от засилья этого ядовитого растения. В их числе — Подмосковье, где много лет пытаются извести непрошеного гостя. О том, есть ли шанс выиграть битву, “МК” рассказал профессор Юрий Спиридонов, завотделом гербологии Всероссийского НИИ фитопатологии.

Не знали бы мы сегодня печали, не родись в голове вождя всех народов очередной грандиозный план — перевести советских буренок на борщевик. Эту идею Сталину навеяли воспоминания детства. Действительно, на Кавказе борщевик неплохо зарекомендовал себя в качестве кормовой культуры, да и сами горцы не брезговали нежными побегами, не успевшими налиться ядовитым соком. В голодном послевоенном 46-м возможность собирать по 800 центнеров кормовой травы с гектара была более чем актуальной. Для сравнения: вико-овсяная смесь дает по 100—120 центнеров, а лидер отрасли — кукуруза — 500. 

Однако здравое начало на корню загубила советская гигантомания. Для большей урожайности ученые Тимирязевки кавказский борщевик скрестили с его камчатским родственником, отличавшимся огромными размерами и  тропической плодовитостью. Поначалу мутант вел себя скромно. Но постепенно дело пошло. По приказу Сталина семена нового фаворита завозили даже в Польшу, где он столь же успешно расползся по полям. С тех пор братья-славяне называют борщевик “местью Сталина”.

Еще более рьяно за “борщевизацию” всей страны взялся Хрущев. Приказы увеличить и углубить сыпались как из рога изобилия. Но как раз на этом этапе начались настоящие проблемы.

— Ученым удалось достичь неплохих результатов по интродукции (внедрению) и культивированию бывшего дикаря, но тут выяснилось, что на него плохо реагируют животные: у коров горчит молоко, начинается расстройство желудка. Поросята, бедные, по три дня одну воду могли пить после такой трапезы, — рассказывает Юрий Яковлевич.

У фитологов и животноводов появилась новая головная боль — как предотвратить негативное воздействие растения на живой организм? К выводу, что это практически невозможно, они, к сожалению, пришли только в 80-х годах, когда борщевик заполонил уже сотни гектаров земли.

Когда с борщевиком наконец решили завязать, ученые предупреждали — это не растение, а мина замедленного действия. У этого пришельца здесь нет ни естественных врагов, ни болезней, поэтому ему море по колено. К тому же он с легкостью размножается самосевом.

— Проводились специальные конференции, семинары, где гербологи били тревогу: с полей борщевик легко перекинется на свободные участки, — вспоминает Спиридонов. — Как в воду смотрели... 

Своей неуязвимостью исполин обязан содержащимся в его соке фурокумаринам и эфирным маслам. Кстати, именно они вызывают ожоги у человека. Фурокумарины — вещества, усиливающие реакцию на ультрафиолетовое излучение. Об этих свойствах сока борщевика стало известно сравнительно недавно. Раньше оставалось загадкой, почему человек обжегся вчера, а реакция наступила только сегодня или завтра?

— Действие фурокумаринов сохраняется в течение двух дней, — поясняет профессор. — Поэтому при попадании сока на кожу необходимо хорошо промыть это место мыльной водой, а затем полностью изолировать его с помощью одежды или бинта от попадания солнца на двое суток.

Не боятся борщевика только пчелы. Ядовитый мутант оказался хорошим медоносом. На одном зонтике ученые-исследователи насчитывали до 500 особей одновременно!

Однако на этом его положительные качества заканчиваются. На тривиальный сорняк, может, не обратили бы внимания, не наводни он практически все неудобья, обочины, берега водоемов, овраги — т.е. места, где его невозможно скосить с помощью техники. Да и с косой не особо подступишься — обжигает даже через одежду.

В Подмосковье войну ядовитому гиганту объявили давно, но из каждой битвы он пока выходит победителем. Более того — завоевывает все новые и новые территории. Бороться с ним сложно. Косить — бесполезно, так как для достижения ощутимого результата это необходимо делать не менее трех раз за сезон, причем не дожидаясь выброса зонтиков. Более того, с подобной интенсивностью надо работать не менее 3—4 лет, чтобы борщевик наконец снизил свою активность. Может, к счастью, а может, и к сожалению, не те в Подмосковье масштабы, чтобы “вылизывать” каждый клочок земли.

Больше шансов на успех у дачников, тоже имеющих зуб на мутанта. Территорию вдоль заборов садовых товариществ он облюбовал давно и, судя по всему, надолго.

— Борщевик лучше всего выкопать вместе с корнем, — рекомендует Спиридонов. — И чем раньше, тем лучше, пока он не успел сбросить семена. Кстати, часто люди путают ядовитый сорняк с его родственником, который сейчас зацветает у многих внутри участков, — сибирским борщевиком. Это растение меньших размеров, с не такими расчлененными листьями и небольшими зонтиками. Он тоже из семейства сельдереевых, поэтому годится даже для салата.

И все-таки наиболее реальным и эффективным способом борьбы с борщевиком ученые считают химический. Правда, не всем гербицидам по силам справиться с оккупантом. Вернее, до последнего времени не было препарата, который полностью уничтожал бы живучий сорняк.

— Чаще всего используют обычный раундап, — говорит Юрий Яковлевич. — Это дорого, но нерезультативно. После обработки уничтожается только то, что выросло выше земли. Корень растения остается жизнеспособным. Хотя фирмы-производители заявляют, что их препарат полностью уничтожает борщевик. Это лукавство чистой воды. Кроме того, все разновидности раундапа обладают общеистребительным свойством, т.е. уничтожают все живое вокруг. Это тоже большой минус.

В НИИ фитопатологии многократно обращались с просьбой разработать наконец препарат, который одолеет борщевик. Благо, опыта ученым-гербологам не занимать. Например, у Юрия Спиридонова вся стенка в его служебном кабинете увешана патентами в рамочках. Здесь и средства борьбы с сорняками, и антистрессовые препараты для растений, и много чего еще. Словом, пару лет назад в Больших Вяземах изобрели-таки “зелье” от борщевика. Причем способное уничтожить сорняк даже на зонтичной фазе, что по принятым стандартам — большой успех. 

Новый препарат уже успели испытать в Наро-Фоминском районе. Выбор на юго-запад Московской области пал совершено спонтанно.

— Узнав, что мы разработали новое средство борьбы с борщевиком, ко мне приехал замглавы администрации района и попросил продать им партию. Сорняк заполонил у них уже более 450 га! Я объяснил, что мы не имеем права без решения Госкомиссии заниматься внедрением препарата. А чтобы его получить, официально нужно 150 тысяч долларов: на проведение биологической, экологической и медицинской экспертиз.

В итоге договорились провести испытания под ответственность администрации района и только в абсолютно безлюдных местах. Второй сезон ученые наблюдают за результатом и утверждают, что препарат полностью подтвердил их ожидания. На обработанных раствором участках борщевик больше не вырос вообще. Причем другая растительность, наоборот, спустя некоторое время оживает и неплохо себя чувствует. 

На сегодняшний день гербицид прошел биологическую и экологическую экспертизы. Коллеги Юрия Яковлевича, учитывая важность изобретения, пошли навстречу. Работу облегчило и удешевило то, что все три компонента препарата науке давно известны и поэтому не требуют тщательного изучения. Дело только за медиками, но они будут испытывать в соответствии с существующими требованиями. А это все равно около 80 тысяч долларов.

— Баснословная цена регистрации нового препарата — общая беда. Но мы не можем обойти эту процедуру, — сетует профессор. — Ко мне регулярно приезжают из разных уголков Подмосковья. От борщевика страдают все. На вашем месте сидели руководители из администраций Можайского, Рузского и других районов. Просили помочь железнодорожники и представители Мосавтодора. Но мне нечем их обнадежить. 

В апреле этого года в кабинете у Спиридонова по поручению губернатора Громова побывал высокий чин из правительства Московской области. У руководителей региона появился шанс решить масштабную проблему одним махом. Но ученый вынужден был точно так же его разочаровать. Единственное, что смог предложить герболог: область оплачивает медэкспертизу, а взамен получает препарат в любом количестве. Чиновник обещал подумать и уехал. 

Здесь действительно есть о чем подумать. Ведь от ядовитого сорняка страдает не только Подмосковье, но и почти вся Россия. Мутант уже добрался до Заполярья. Но у нас страна парадоксов. Изобретай хоть машину времени, все равно на ее внедрение одной жизни не хватит…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру