Падение на первой ступени

Какие типичные ошибки совершают выпускники при трудоустройстве?

3 августа 2008 в 17:29, просмотров: 543

Родной институт закончен, диплом получен. Впереди — настоящая, взрослая жизнь. И первый самостоятельный шаг по ней — поиск места работы. Работодатели неохотно принимают в штат вчерашних “дипломников”, и студенческая безработица, по словам представителей столичной администрации, составляет 20% по Москве. Есть в этом вина и самих студентов. “МК” проанализировал наиболее типичные ошибки кандидатов на вакантные места.

— Цвет диплома для меня не имеет никакого значения, — горячо выступал на Дне рекрутера директор одной известной телекоммуникационной компании. — Гораздо важнее личность соискателя, огонь в его глазах. Я смотрю прежде всего на лидерские качества человека, его карьерные запросы, способность учиться и т.д. К сожалению, большинство выпускников не могут соотнести свои амбиции и реальные возможности.

По наблюдениям НR-менеджеров, занимающихся подбором специалистов, запросы студентов, как правило, не соответствуют их умениям и знаниям. Это проявляется в нежелании начинать карьеру с низкой стартовой позиции — обычным менеджером или инженером. Все хотят сразу руководящую должность с большим окладом… Реально же начальная позиция на работе стоит не более 700—800 долл. в месяц.

— Ко мне приходит молодой человек, показывает диплом крутого экономического вуза и говорит: “Хочу зарплату в 2000 долларов”, — делится наблюдениями кадровик одной из крупных фирм. — Я спрашиваю: “Ты умеешь составлять баланс?” — “Конечно, мы это проходили”. — “Составь”. — “А как?”

— Неумение применить на практике знания — один из главных недостатков российских выпускников. По диплому он инженер, а реально — в лучшем случае техник, — вторил ему руководитель авиастроительной компании. — Не может руководить рабочими, плохо знает современное оборудование. Но зато амбиции — выше крыши… Пойти простым мастером — ни за что! Диплом, видите ли, не позволяет…

Для руководителей крупных фирм и компаний, как выяснилось, не столь уж важна институтская подготовка выпускника. Их даже не интересует специальность, записанная в дипломе. Гораздо важнее гибкость, умение решать поставленные задачи. Бизнесмены готовы доучивать специалиста на месте, “затачивать” под профиль своей фирмы. “К сожалению, молодые люди не хотят учиться, повышать уровень знаний”, — жаловался начальник отдела переподготовки промышленного комбината.

У выпускников есть еще один существенный недостаток: они не привыкли работать в коллективе, играть в одной команде. Да и вообще корпоративную культуру, этику отношений в бизнес-среде знают слабо...

В том, что у выпускников слишком много недостатков, есть и вина отечественных вузов: в них слишком много времени уделяется теории, базовым курсам, в то время как требуется “рыночная” подготовка. Студент должен уметь планировать работу, организовывать производство, презентовать результаты. К сожалению, в большинстве отечественных вузов этому не учат. Программы ограничены образовательным госстандартом, и в голову студента обязаны вложить то, что там записано. Изменить стандарты невозможно — не дадут аккредитацию по специальности, следовательно, не разрешат выдавать дипломы гособразца... Поэтому и штампуют российские альма-матер, как удачно высказался один из бизнесменов, “полузаготовки”. Вроде бы и высшее образование у человека есть, а реальная польза от всего этого — ноль.



Партнеры