“В арте есть идеал, а в жизни нет”

Открылась экспозиция самого правдивого фотографа Бориса Михайлова

3 августа 2008 в 16:06, просмотров: 373

“Когда я узнала, что Боре исполняется 70 лет, то просто не поверила”, — воскликнула Ольга Свиблова на открытии юбилейной выставки “Исторические инсинуации” известного фотографа Бориса Михайлова. Мастер из Харькова ныне живет и работает в Берлине. Он — легендарный фотограф в неофициальных кругах советского периода и признанный уже позже на Западе — теперь показывает публике ретроспективу из трех серий фоторабот. Этих циклов еще не видела Россия.

Ретроспектива Михайлова — как летопись по десятилетиям. Все начинается с советских 60—70-х. Серия “Сюзи и другие” рассказывает о Стране Советов такой, какой мы ее не привыкли помнить. Документальные и постановочные небольшие фотографии о рутине и повседневности в необычном ракурсе. Здесь бюст вождя, покрытый снегом, соседствует с поющим милиционером и обнаженной совбарышней, пошловато раскинувшей ноги на убогой кровати. Откровенных сцен много: девицы, задирающие юбки перед камерой, и женщины, обнажившие несвежие ягодицы и обвисшие груди... Только эротизма здесь нет. Чтобы понять смысл снимка, достаточно поверхностного взгляда. Долго невозможно задержаться. То и дело юные посетители издают презрительное “фу”, зато те, кто постарше, улыбаются, будто вспоминая что-то из прошлого.

— Эти снимки хранились у меня очень долго, — рассказывает автор. — Я даже не думал, что их можно вывесить в таком огромном зале. И что они будут производить такое яркое впечатление.

Вторая серия снимков — “Соленые озера” — документальная съемка. Михайлов сделал ее на родной Украине. Перед нами картина замусоренного и кишащего людьми, как муравьями, пляжа на берегу донбасского водоема. Неподалеку завод по производству соды, труба которого сливает в воду отходы производства. Однако люди (сами толстые и даже уродливые) почитают ее чуть ли не за святой источник.

— Эстетика — это когда показываешь идеал, — комментирует автор. — В арте есть идеал, а в жизни нет. Как я могу показывать мир идеальным, когда это неправда?

Картину, показанную в “Соленых озерах”, еще можно было бы списать на бред начала перестройки. А вот безнадегу “Отдыха на Тенерифе” — цикла, созданного два года назад на одном из Канарских островов, — уже неясно, на что списывать. Безвкусно одетые, злые и несчастные европейцы на “отдыхе” удручают еще больше. Престарелые туристы, еле передвигающие свои дряхлые тела, будто попали в тюрьму. Эта карикатура на современное буржуазное общество показывает, что с годами идеала автор не только не нашел, но почти уверился, что его нет в природе.

Выставка организована при поддержке компании MasterCard.



Партнеры