Осеннее отступление трудящихся

Зарплаты бюджетников перестанут расти быстро

11 августа 2008 в 17:21, просмотров: 556

В 2007—2008 годах в России наблюдался рекордный рост зарплат и пенсий. Но выборы кончились, а вместе с ними и надежды на дальнейшее повышение доходов. Наоборот, бюджетные расходы при высокой инфляции хотят сокращать. Поэтому с 2009 года россиянам предстоит забыть о быстром повышении зарплат и затянуть пояса. А цена ссоры с начальством теперь — 30% зарплаты.


Сладкий предвыборный сон


Основные обещания властей по повышению зарплат и пенсий в 2008 году были отражены в законе: “О внесении изменений в федеральный закон “О федеральном бюджете” на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”. Этот закон был принят Госдумой 15 февраля 2008 года, одобрен Советом Федерации через рекордно короткий срок — 5 дней — и подписан президентом Путиным 3 марта 2008 года, то есть ровно на следующий день после президентских выборов. Согласно документу общий рост социальных расходов в 2008 году должен составить 331,3 млрд. руб.

Закон в целом выполняется, но все же не в полном объеме. Так, с 1 февраля 2008 года началась выплата повышенных на 12% пенсий. С 1 августа базовую часть пенсий собирались повысить еще на 15%, однако пока пенсионеры эту прибавку получают далеко не везде. Задержку объясняют техническими сложностями и обещают компенсировать в сентябре. В уточненном бюджете-2008 на эти цели было выделено 138,8 млрд. руб. Следует отметить, что об еще одной индексации пенсий, которую предполагалось провести с 1 октября 2008 года, правительство как-то забыло. Во всяком случае, никаких документов на сей счет не готовится, а пора бы — октябрь не за горами.

Зарплаты бюджетникам были увеличены с 1 февраля на 14%. Денежное довольствие и пенсии военных были увеличены с 1 февраля — на 9%. В законе указан срок начала второго этапа повышения денежного довольствия военным: с 1 октября 2008 года еще на 9%. Общая сумма дополнительных расходов бюджета на эти цели в 2008 году должна составить 190 млрд. руб.

Как известно, поводом к повышению зарплат и пенсий стало повышение с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1100 руб. до 2300 руб. в месяц. А 21 декабря 2007 года было впервые за 5 лет подписано трехстороннее генеральное соглашение между работодателями, профсоюзами и правительством на 2008—2010 годы. Оно предписывает правительству “осуществить анализ социально-экономических последствий повышения МРОТ с 1 сентября 2007 года до 2300 руб. и практики установления МРОТ в субъектах Федерации в апреле 2008 года с целью повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 декабря 2008 года”.

Если все обязательства правительства будут выполнены, то 2008 год, как и 2007-й, станет в России годом рекордного роста зарплат и пенсий. Правда, в реальном выражении этот рост отчаянно стремиться к нулю: последний официальный прогноз инфляции на 2008 год от Минэкономразвития составляет 11,5%. Пока общий рост зарплат бюджетников на 14% и пенсий на 18% за год превышает эту цифру. Но они весьма близки.

Кассовый разрыв

Планы дальнейшего повышения зарплат и пенсий подверглись существенной корректировке. Правительство 30 июня одобрило “Основные направления бюджетной политики и основные параметры бюджета на 2009—2011 годы”. В документе заложен рост зарплат бюджетников на 30% с 1 декабря 2008 года (в 2009 году на эти цели планируется дополнительно потратить 135 млрд. руб.). Однако про повышение МРОТ до прожиточного минимума, которое ранее власть обещала осуществить с 1 декабря 2008 года, ничего не говорится.

Меж тем 5 августа Минэкономразвития опубликовало “Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года”. Согласно документу прожиточный минимум в среднем в России в 2008 году возрастет до 4537 руб. в месяц по сравнению с 3841 руб. по итогам 2007 года. Минэкономразвития полагает, что в 2009 году средний прожиточный минимум в России увеличится до 5009 руб., в 2010 году — до 5460 руб., а в 2011 году — до 5978 руб. в месяц.

Напомним, что сегодня согласно постановлению Правительства РФ №347 от 6 мая 2008 года величина среднего прожиточного минимума для трудоспособного населения в России на 2008 год определена в размере 4330 руб. в месяц (для пенсионеров — 3191 руб. в месяц, для детей — 3830 руб. в месяц). А согласно постановлению Правительства Москвы №392 ПП от 13 мая 2008 года величина среднего прожиточного минимума для трудоспособного москвича в 2008 году определена в размере 7288 руб. в месяц (для москвичей-пенсионеров — 4408 руб. в месяц и для детей — 5547 руб. в месяц).

МРОТ пока остается на уровне 2300 руб. в месяц. Согласно обещаниям властей его надо бы увеличить как минимум вдвое. Но, судя по всему, про эти обещания население может благополучно забыть. Правда, в упомянутой выше “Концепции…” Минэкономразвития декларируется “выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда”. Однако сроки решения этой задачи обозначены весьма расплывчато “2008—2012 годы”. Лишь для пенсионеров сроки определены более четко. “Минимальный уровень пенсии устанавливается с конца 2009 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2—2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2014—2017 году” — утверждает Минэкономразвития.

Нефтедолларовая зарплата

Причина, по которой власти, по сути, отказываются от планов дальнейшего повышения уровня зарплат, состоит в том, что рост зарплат в России по-прежнему не соответствует повышению производительности труда. Минэкономразвития утверждает: “Уровень производительности труда в РФ отстает от развитых стран в 4,5—10 раз”.

Это приводит к перекосам в экономике. Например, в опубликованном Минэкономразвития 30 июля 2008 года “Мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2008 года” отмечается, что “в I полугодии 2008 г. рост промышленного производства составил 5,8% к соответствующему периоду 2007 года. В целом в январе—июне 2008 г. динамика промышленного производства была крайне неустойчива”. И там же: “Рост реальных располагаемых доходов населения в I полугодии 2008 года к I полугодию 2007 года составил 8,1% при заметном замедлении во II квартале 2008 года — до 6,9% против 9,4% в I квартале. Негативное влияние на рост реальных доходов населения оказывало заметное ускорение роста цен. Рост реальной заработной платы в январе—июне 2008 г. показывал более высокую динамику (прирост в I квартале — 13,4%, во II квартале — 12,7%), в целом за I полугодие — 13,0%”. Кстати, величину средней по России зарплаты Минэкономразвития определяет в 16 202 руб. в месяц (или 7 МРОТ). В Москве, по данным московского правительства, средняя зарплата в I полугодии 2008 года составила 25 787 руб. (или 11,2 МРОТ).

В любом случае, даже если учитывать инфляцию и брать за основу показатель роста зарплат в 8,1% за полугодие, получаем, что рост зарплат в I полугодии 2008 года в полтора-два раза превышает рост производства за тот же период.

Разница естественным образом уходит в увеличение импорта. Минэкономразвития констатирует: “Импорт товаров в Россию в I полугодии 2008 года составил $135,2 млрд. По отношению к I полугодию 2007 года стоимость товаров, ввезенных в I полугодии текущего года, увеличилась на 41,5% (годом ранее соответствующий прирост равнялся 37,1%). Динамика импорта в большей мере определялась наращиванием физических объемов ввоза (на 25,8%), чем повышением цен (в среднем они выросли на 12,4%). В его стоимостной структуре продолжала увеличиваться доля продукции машиностроения”.

Оплата по труду

Приходится с грустью признать, что рекордное увеличение зарплат в 2007—2008 годах было чисто политической акцией, не основанной на реальном росте экономики. Просто перед выборами власть решила потратить некоторое количество нефтедолларов на успокоение населения. И целей своих она, надо сказать, добилась. Но теперь, когда политические задачи решены, необходимость искусственного повышения зарплат и пенсий отпала. А значит, населению вновь придется затягивать пояса.

Этот болезненный процесс уже начался. Помимо того что власть не собирается повышать МРОТ, с 1 декабря 2008 года будет отменена единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетников. Это сделано в связи с переходом на новую отраслевую систему оплаты труда. Собственно, обещанный рост зарплат бюджетникам на 30% с 1 декабря также связан с переходом на новую систему.

Новая система предусматривает, в частности, что государство гарантирует только 70% зарплаты бюджетника, а остальные 30% остаются в распоряжении директора бюджетной организации (например, главврача больницы или директора школы). Ими он может премировать отличившихся сотрудников или наказывать нерадивых. Так что цена разногласий с начальством в России теперь известна — 30% зарплаты.

В реальности новая система приведет к сокращению зарплат в бюджетной сфере или, по крайней мере, к торможению темпов их роста. Ведь директору бюджетной организации выгодней будет не распределять 30% зарплаты, а создавать некоторый резерв, который при помощи хорошо известных ухищрений (формально так делать нельзя) может быть использован на другие цели. Причем не обязательно в карман директору: на покупку оборудования, например.

Вслед за торможением темпов роста зарплат в бюджетной сфере снизятся и темпы роста зарплат в коммерческом секторе. Ведь для бизнеса уровень оплаты труда бюджетников всегда был точкой отсчета. По оценкам экспертов, пожелавших остаться неизвестными, выравнивание темпов роста производства и зарплат в России должно произойти к середине 2009 — началу 2010 года.



Партнеры