Хроника событий: что докладывал Генштаб

“Россия никаких предложений от Грузии не получала”

Как рассказал в воскресенье днем журналистам замначальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын, за минувшие сутки вооруженные силы Грузии после ввода на территорию миротворческой группировки усиления смешанных сил по поддержанию мира перешли к обороне.

“Россия никаких предложений от Грузии не получала”

Во второй половине дня 9 августа они возобновили активные действия: 3 батальона при поддержке 10 танков предприняли атаку Цхинвали для того, чтобы вернуться в город. При этом артиллерия с разных сторон вела огонь по колоннам миротворцев и гражданским автомобилям, эвакуирующим раненых, тем самым препятствуя продвижению беженцев и эвакуации раненых и больных. То есть некоторое время город действительно контролировали ВС Грузии, но сегодня большая часть Цхинвали контролируется российскими миротворцами. Однако ситуация продолжает меняться, потому что грузинская армия также подтягивает резервы к Южной Осетии. Информация российской разведки о том, что Грузия приступила к выводу своей группировки из Цхинвали, подтвердилась.

В СМИ лидер Грузии Саакашвили заявлял, что призывает Россию прекратить кровопролитие. Тем не менее Россия никаких предложений от Грузии не получала.

МИД Украины заявил, что если в конфликт вмешается Черноморский флот, то Украина не даст его кораблям вернуться в Севастополь. Для нас, по словам представителя Генштаба, эта позиция новая и требует проработки, поскольку в процесс вмешалась третья сторона.

Потери с российской стороны имеют место — но за минувшие сутки цифра изменилась незначительно. Генштаб будет обобщать данные и сообщать их СМИ сразу за двое суток. Ноговицын заметил, что Грузия о своих потерях вообще ничего не сообщает…

Грузия утверждает, что сбила 12 российских самолетов. “Я замечу, что в информационном противоборстве все средства хороши, и заявляю, что сбитых самолетов было всего два. Стратегический бомбардировщик “Ту-22” действительно применялся. Для выполнения задач по нанесению точечных ударов по группировкам агрессора нужна достоверная авиационная разведка. Этот самолет для этих целей и применялся, — заявил Ноговицын. — Последствия вы знаете: он был сбит. Что касается применения авиации по другим направлениям, то по городским массивам она не применяется. Только по воинским формированиям. Для того чтобы не было ошибок, всеми доступными силами и средствами мы ведем разведывательные действия.

Из средств ПВО у Грузии на вооружении находится “ТОР”. Нам известно, что поставку им обеспечивала Украина. Хочу заметить, что вооруженные силы Грузии — это не та армия, что была 15 лет назад. На момент начала грузино-осетинской войны грузинская группировка имела двенадцатикратное превосходство по отношению к российским миротворцам. Вот почему российская сторона вынуждена была наращивать группировку миротворцев уже после того, как Грузия развязала боевые действия.

Грузия заявляет, что Россия бомбит их мирных жителей. Но нас интересуют только военные объекты. Грузия демонстрирует по телевидению хронику: горящие крыши своих домов. Я должен заявить со всей ответственностью, что ни по одному населенному пункту Россия не нанесла ни одного авиационного удара. Как заслуженный летчик РФ, я со всей ответственностью заявляю, что это передергивание фактов. Если применяется авиационная бомба, она применяется с замедлением и никогда не подрывается на крыше. Она проникает в фундамент и подрывается под зданием, для того чтобы нанести ущерб фортификационным сооружениям”.

Елена ПАВЛОВА.


Накануне, в субботу, на первом брифинге по теме конфликта в Генштабе, Анатолий Ноговницын напомнил, что до начала боевых действий в зоне проведения миротворческой операции центральное место занимал российский миротворческий батальон, западное — осетинский, северо-восточное — грузинский. Именно поэтому с началом стрельбы основное направление боевых действий грузинской стороны пришлось в полосу ответственности российских миротворцев.

В ночь с 6 на 7 августа в 0.30 грузинская сторона открыла огонь из ствольной артиллерии по району Сарабуки.

С 0.45 до 2.07 в районе Присе между сторонами велась стрельба из стрелкового оружия и минометов.

В 14.42 грузинские миротворцы по команде грузинской стороны покинули расположение штаба смешанных сил по поддержанию мира и покинули территорию ответственности российского контингента.

По докладам с постов, они сослались на приказ своего командования и оставили место несения службы. Сразу после этого со стороны Авневи в направлении Хетагурово грузинской стороной начал вестись прицельный огонь из танков и боевых машин пехоты. Одновременно со стороны Земо-Никози велся артиллерийский огонь по юго-восточной окраине Цхинвали.

К 18.00 из Сруиси в Нули прибыло более 20 единиц бронетехники. В это же время в зону конфликта из внутренних районов началась переброска подразделений грузинских вооруженных сил.

С 22.00 начался массированный обстрел Цхинвали и близлежащих югоосетинских сел из Тамарашени, Эргнети, Земо-Никоди, а в 23.34 — из Гори и Атоци, оттуда огонь велся с использованием систем залпового огня. «Ракетные системы залпового огня прицельно огонь не ведут, — сказал Ноговницын, — Это оружие, как правило, применяется по площадным объектам. Поэтому применение такого оружия по населенным пунктам — это одна из причин большого числа потерь среди мирного населения.

8 августа в 3.25 грузинские подразделения заняли Мугути и начали наступательную операцию в направлении Авневи, Хетагурово, Земо-Никози, Цхинвали.

Вторжение началось в основном с северо-восточного и юго-западного направления. С северо-восточного — со стороны сектора ответственности грузинских миротворцев и с юго-западного — со стороны Грузии.

В 4.30 подразделения ВС Грузии начали выдвижение танковых колонн в сопровождении БМП из Авневи в Нули, из Зема-Хвити в Тбети и из Зема-Никози в направлении Цхинвали.

С 6.00 начался обстрел реактивными системами залпового огня теперь уже всего Цхинвали. Грузинские подразделения начали наступление на город с южных окраин. К этому времени был уже уничтожен ряд наблюдательных пунктов российских миротворцев. На территории дислокации миротворческого батальона начали падать снаряды. Причем территория миротворческого батальона четко обозначена, и грузинская сторона прекрасно знает ее дислокацию.

С 6 до 7 утра Цхинвали подвергся обстрелу крупнокалиберными гаубицами. С воздуха ВВС Грузии применили 5 самолетов “Су-25”, которые начали бомбить город. Бомбовым ударам с самолетов подверглись места расположения российских миротворцев. То есть после артиллерийского обстрела по местам дислокации российских миротворцев наносился авиационный бомбовый прицельный удар.

Одновременно грузинские танки начали вести огонь прямой наводкой по месту дислокации объединенного штаба и миротворческого батальона России. Это — третья составляющая огневого поражения по миротворцам.

К 8.00 на южных окраинах Цхинвали начались уличные бои между подразделениями вооруженных сил Грузии и Южной Осетии. Позиции миротворцев к этому времени находились уже под постоянным обстрелом.

В 8.30 грузинские ВВС нанесли авиационные удары по военным городкам миротворцев.

Около 9.00 грузинские подразделения захватили миротворческие городки Северный и Южный — территорию дислокации российских миротворцев.

В этой непростой ситуации, когда стали очевидными цели и задачи грузинских вооруженных сил, а миротворцы начали нести потери, было принято решение об оказании помощи им и гражданам России, проживающим в Южной Осетии, которые фактически подвергались уничтожению.

Комментарий эксперта

Леонид ИВАШОВ, доктор исторических наук, генерал-полковник:

— За Саакашвили стоит Вашингтон, подчиняясь его воле, он и развязал войну. Разрушил город, уничтожил около 2 тысяч мирных российских граждан, разгромил российский миротворческий батальон.

Есть непременные законы политической и военной стратегии: первый выстрел — и начало агрессии отменяет все законы и соглашения мирного времени, кроме, конечно, Женевских гуманитарных конвенций и дополнительных протоколов к ним.

Я много раз бывал в Грузии и знаю ситуацию. Когда еще я вел переговоры с грузинским министром обороны и вносил какие-либо предложения, то он всегда просил перерыв. Затем с 5-го этажа, где он сидит, спускался на 4-й этаж — там сидят американцы и другие натовские офицеры, — спрашивал у них разрешения и только потом объявлял свое решение. На 7-м этаже здания правительства Грузии также сидят американские чиновники, и ни один шаг Саакашвили не делает без их ведома. Если бы посол США просто позвонил Саакашвили и сказал: прекрати — тот бы немедленно ответил: слушаюсь…
Ольга БОЖЬЕВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру