Отчаянные попытки Грузии хоть как-то навредить России наконец оформились во что-то реальное. Михаил Саакашвили объявил, что страна выходит из СНГ. И призвал Украину и других последовать “нашему примеру”.
О возможности выхода из Содружества Мишико говорил еще в 2006 году, но тогда парламент страны его не поддержал. Теперь же препятствий быть не должно. “Процедура выхода из Содружества очень простая, — рассказал “МК” заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ при РАН Михаил Александров. — Необходимо лишь уведомить секретариат и исполком организации. Через 12 месяцев страна официально не числится в Содружестве. При этом все подписанные в рамках СНГ договоренности продолжают действовать. То есть миротворческие соглашения, ранее подписанные Грузией, остаются в силе. Их Тбилиси, видимо, денонсирует отдельно”.
Вступление Грузии в СНГ случилось в 1993 году, через два года после создания организации. Решение о входе, как и о выходе, Грузия принимала после появления на своей территории Российской армии. В 1991 году в стране разразилась гражданская война между ультранационалистами во главе со Звиадом Гамсахурдиа и умеренными силами, в составе которых был и Эдуард Шеварднадзе. В 1993 году Шеварднадзе обратился за помощью к Москве и при помощи Российской армии одержал победу. И после этого Шеварднадзе согласился на вступление в СНГ и присутствие российских миротворцев в непризнанных республиках.
— Саакашвили делает хорошую мину при плохой игре, — продолжает Михаил Александров. — Cама Грузия больше потеряет от выхода, чем приобретет. Прервется всякая возможность диалога с Россией. Тбилиси давно уже мешал деятельности организации. Грузию следовало бы гораздо раньше самим исключить из организации.
Эффекта “карточного домика” скорее всего не случится. Ведь Содружество — это основа легитимности постсоветских стран. Именно Беловежские соглашения и последовавшее создание СНГ закрепляют их в нынешних формах. Например, Грузия в постсоветских границах зафиксирована именно в документах по принятию ее в СНГ. С выходом Тбилиси из этой организации появляется еще одно обоснование “территориальной неполноценности” страны.