Дети подземелья (ФОТО)

Десять чудом спасшихся осетинских ребят приехали в Подмосковье

Вчера утром десять детей из Цхинвальской школы-интерната приехали в Москву. Столица их встретила теплом, в том числе и душевным, в которое они не могли поверить сразу. По словам сопровождающих, всю дорогу, несмотря на духоту, ребята зашторивали окна, опасаясь снайперов. Немудрено, ведь из трех автобусов с эвакуированными детьми из огневого ада вырвался только один…

— Это реально братоубийственная война, — поезд вместе с нами встречает парень в камуфляже, Алан. В Москве он работает охранником, но как только в Цхинвале начали стрелять, поехал туда добровольцем. — У меня папа осетин, мама казачка. В Цхинвале у меня осталось много родственников. Нас не пустили дальше перевала. Оружия хватало лишь на каждого третьего…

На перрон выходят дети с подарками, но в глазах — страх. От толпы журналистов их защищают проводники. Две девчушки-близняшки выглядят менее испуганными, чем остальные, они старше всех, им уже 13. На поезд их посадила мама.

— Мы месяц жили в интернате, а месяц дома, — рассказывает Линда Келехсанова — она побойчее. — Потому что мама там работала. Жаль, что она не могла поехать с нами…

Двум мальчишкам в дороге стало плохо, их особо опекают сестры из прихода царевича Дмитрия Первой градской больницы, которые встретили их на Казанском вокзале. Дети погрузились в микроавтобус и отправились в учебно-оздоровительный центр Российского детского фонда в Мытищинском районе “Липки-Вешки”.

— Увы, это не первые дети, покалеченные войной, — рассказывает по дороге директор центра Владимир Александрович Гуляев. — У нас проходили реабилитацию дети из Беслана, Северного Кавказа, Чечни. С ними будут работать врачи, психологи, педагоги, лучшие специалисты Российской академии образования и Академии медицинских наук. А главное — они будут находиться в нормальной мирной атмосфере и общаться с детьми, которые не пережили такого ужаса, поскольку у нас долечиваются дети после операций, стрессов и так далее. По моим наблюдениям, почти у всех психика возвращается к норме. К счастью, дети быстро забывают плохое. 

В поселке Нагорный Мытищинского района, где находится детский реабилитационный центр, когда-то располагались правительственные дачи. Здесь есть и конюшни, и бассейн — все на самом высшем уровне. По иронии судьбы ребят, пострадавших от грузинской агрессии, разместили на даче Эдуарда Шеварднадзе…

— Люди, особенно западные, плохо представляют себе, что там творится, — с дрожью в голосе рассказывает представительница детского фонда во Владикавказе Вера Воробьева. — Идет война с детьми, беременными женщинами, младенцами. Прицельным огнем разрушены школы, больницы, родильные дома. 

В Цхинвальском интернате на момент начала обстрела было 112 детей. Здание было разрушено полностью. Многие спаслись в подвале. Оттуда выбирались кто как мог... Детей подбирали люди на попутках, спасающиеся бегством из разоренного города, военные на БТРах, было организовано несколько автобусов для эвакуации ребят в Северную Осетию. Но и дорога во Владикавказ оказалась жуткой. Первый микроавтобус проехал удачно, а во второй попал снаряд. Судьба остальных ребят из интерната пока неизвестна...

Спасенных ребят временно поселили в учебных заведениях Северной Осетии, после чего было решено отправить их на отдых в Подмосковье.

— Сейчас в Москву приехали те дети, на которых успели оформить необходимые документы, — все бумаги в Цхинвале были уничтожены, — рассказал руководитель Российского реабилитационного фонда Альберт Анатольевич Лиханов. 

В комнате для мальчиков идет медосмотр. Дети себя чувствуют средне.

— В поезде мне стало плохо, — признается Алан Гузитаев, — было очень страшно. Я из села. На поезд приехала провожать мама, папы нет. А мама осталась в Цхинвале. 

Среди прибывших детей есть сироты. Они готовы мамой называть любого человека, который к ним добр. А некоторые из тех, у кого были родители, еще не знают, что осиротели…

Лина и Линда Келехсановы в соседней палате помогают разместиться 8-летней Мариам и ее двоюродному брату Левану. Дети есть дети — они радуются подаркам, рассматривают аудиоплееры, обсуждают предстоящее катание на лошадках, тискают плюшевых мишек, удивленно глядят на подаренные фотоальбомы. Чьи фотографии туда ставить? Все осталось в прошлой жизни.

— Девочки, а как вы думаете, надолго вы сюда?

— Надолго, нам некуда возвращаться. 

— Правительство России обещает восстановить все школы к началу учебного года…

— Да вы что?! — удивляется скромная и до этого все время молчавшая Лина, — там все разрушено до основания! Весь город! Зданий нет! 

Сейчас сотрудники МЧС и Российского детского фонда пытаются восстановить документы и понять, кого потеряли, кого нет. Пытаются найти хоть каких-то родственников. Завтра ждут второй поезд еще с десятком ребят. В центре надеются, что ребята быстро отойдут от стресса. Если не получат новый…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру