Рядовые шахматных баталий

Российские школьники будут изучать военное дело и играть в шахматы

17 августа 2008 в 15:44, просмотров: 644

Через несколько недель начинается новый учебный год. Что интересного появится в российских школах? Какие новые предметы будут изучать наши ребята?

Одно из самых заметных новшеств — шахматы. Предложение сделать их обязательным школьным предметом внес президент Международной шахматной федерации, глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов: “Надеемся, с 1 сентября во всех школах России введут такой предмет”.

В некоторых регионах России ребята, кстати, уже успешно осваивают эту древнейшую игру — в Калмыкии, Томской области, Нижнем Новгороде, Ханты-Мансийске, Кабардино-Балкарии. “Ничему плохому шахматы не учат, — уверен Илюмжинов. — Среди шахматистов никогда не было ни хулиганов, ни наркоманов. Сейчас в Калмыкии 100% детей играют в шахматы, и приводы в комиссии по делам несовершеннолетних практически прекратились. Успеваемость школьников повысилась на 40—50%. Шахматы дисциплинируют и учат только хорошему”.

Однако в Министерстве образования и науки РФ пока не спешат с введением новой дисциплины — школьная программа и так перегружена, ученики занимаются сверх всякой меры. Но против факультативного изучения шахмат в Минобрнауке не возражают.

Как и против введения факультативного курса по истории религий мира. Такой предмет преподавался в прошлом учебном году в ряде московских школ на основе академического пособия “Религии мира: история, культура, вероучение” под редакцией академика Чубарьяна и Бонгард-Левина. Правда, это пособие пока не имеет официального грифа, то есть не может быть учебником для какого-либо основного курса, но его можно использовать для дополнительных занятий. Опыт Москвы теперь рекомендуется перенести и на другие российские регионы.

А в самой столице научат ребят плавать. Программа “Развитие массового обучения плаванию в Москве на 2009—2011 годы” уже утверждена правительством города. На нее потратят 1,2 млрд. рублей, из них 200 млн. — в 2009 году. 

Сейчас среди столичных школьников 1—11-х классов более 300 тыс. человек (40%) не умеют плавать. Занятия по плаванию проводятся лишь в 500 учебных заведениях из 1500 имеющихся, они охватывают всего 100 тыс. человек. Эту цифру, по мнению городских чиновников, надо увеличить до 200 тыс. ежегодно. Поэтому предполагается сформировать госзаказ по массовому обучению ребят плаванию и закрепить за образовательными учреждениями бассейны. 

Еще один предмет, который может появиться в российских школах, — начальная военная подготовка (НВП). С инициативой сделать “войнушку” обязательной для всех старшеклассников выступил председатель Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Общественной палаты РФ Александр Каньшин. 

По его мнению, отсутствие НВП в российских школах является одной из причин неуставных отношений и гибели военнослужащих. “За прошлый год покончили жизнь самоубийством 319 военнослужащих, среди которых были и офицеры. До половины всех случаев гибели в армии — это суициды. Мы провели анализ и выяснили, что за последние три года количество погибших военнослужащих сокращается, но удельный вес самоубийств возрастает. В этом году мы уже потеряли 200 человек”, — уточнил Каньшин.

Поэтому приучать ребят к военной службе следует уже на школьной скамье — тогда, мол, в армии ребятам придется легче. Да и командовать “полуподготовленными” солдатами гораздо легче. К тому же наконец исчезнут неуставные отношения… 

Так что в ближайшем будущем отечественным школярам, видимо, придется, как их папам и мамам в далекие 1980-е годы, собирать-разбирать на время автомат Калашникова и изучать приемы строевой подготовки. 

Появятся в школах и совершенно необычные учебные курсы — например, “Введение в нанотехнологию”. Конкурс на разработку “нанодисциплины” выиграл Ульяновский госуниверситет. Это будет элективная программа на основе физики, химии и биологии для 10—11-х классов. Как ожидается, учебная программа по новому предмету будет готова уже в ноябре.

В 2008/09 учебном году в школах появятся и новые должности — тьютора и диспетчера образовательного учреждения.

— В августе 2007 года Правительством РФ было принято постановление о новых формах организации труда в образовательных учреждениях, — заявил директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко. — В частности, были утверждены такие должности, как тьютор, диспетчер, старший мастер, учебный мастер и др. Они существовали и раньше, только были де-факто, а сейчас станут де-юре. Все должности в системе образования теперь объединены в квалификационные группы и уровни.

Это значит, что в школах скоро появятся учителя-тьюторы. Чем они будут заниматься и в чем состоит их отличие от классных руководителей, пояснила президент Тьюторской ассоциации России, профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна Ковалева.

— Существует три группы тьюторов. Дистанционные сопровождают учащихся при дистантном обучении, социальные помогают ребенку адаптироваться в обществе, а школьные — найти свое призвание и получить качественное образование. Отличие тьютора от классного руководителя состоит в том, что первый работает с каждым учеником индивидуально, а второй — как правило, со всем классом в целом. 

По словам Татьяны Михайловны, тьюторы — это особые педагоги, они сопровождают ребенка при обучении, помогают ему сформироваться как личности. Если, скажем, ученик не может определиться с профилем обучения или захотел его поменять, тут как раз и понадобится помощь тьютора. Он подскажет, какие предметы и курсы лучше всего выбрать. Общение тьютора с ребенком строится на индивидуальной основе. Для него каждый ученик важен как личность, и ее развитие — главная его задача. В чем-то работа тьютора напоминает работу психолога или социального педагога.

По своему положению в школьной иерархии тьютор стоит довольно высоко — относится к четвертому квалификационному уровню. Единственная проблема на сегодняшний день — это кадры. Сейчас тьюторов готовят в России лишь в четырех учебных центрах, а потребность в них очень большая. Возможно, придется открывать специальные курсы или даже учебные заведения по подготовке учителей-тьюторов.



Партнеры