Отрава у дома твоего

Безопасных фруктов в Москве почти не осталось?

В Управлении по борьбе с правонарушениями в сфере потребрынка столичного ГУВД сейчас самая горячая пора по ловле нелегальных торговцев: сотрудники работают с 7 утра до 11 вечера. Люди в погонах категоричны: покупать фрукты и ягоды с рук опасно — и сами они, мол, не решились бы есть такой конфискат. Но, несмотря на все старания, торговля левой ягодой идет вовсю, а продавцы выдумывают новые ухищрения. В них попытался разобраться корреспондент “МК”. И выяснил — не осталось никаких примет, по которым можно отличить “правильный” фрукт от плохого.

Подавляющее большинство продавцов-нелегалов — перекупщики, выдающие себя за огородников. Такие пенсионерки наняты на работу владельцами-барыгами и живут (если не местные) на съемных квартирах, как и другие гастарбайтеры. В управлении есть списки всех постоянных точек нелегальной торговли, по ним постоянно работают — и в итоге таких развалов в столице становится все меньше. Теперь нелегалы даже придумывают свои уловки: например, продают товар с тележек, какими пользуются грузчики, чтобы при появлении людей в погонах можно было улепетывать прямо с товаром.

— Нелегальные продавцы чаще всего разворачивают торговлю после 17—18 часов, — комментируют ситуацию борцы с преступлениями в сфере потребрынка, — поскольку в это время у многих контролирующих городских служб закончился рабочий день, а покупатели как раз возвращаются с работы домой.

Корреспондент “МК” вместе со стражами порядка поучаствовала в облаве на незаконных торговцев в ВАО. Ходить пришлось недолго. Мы сразу натыкаемся на фруктовый развал, устроенный пожилой узбечкой. Для хранения фруктов и овощей она использовала старую полуразвалившуюся газель и торгует тут каждый день.

— Все документы у меня в порядке, но они у хозяина, — говорит дама милиционерам.

— Медкнижка есть? Какие анализы в последний раз сдавали и когда?

— Кровь из пальца сдавала, и укол еще мне делали под лопатку, — “вспоминает” она. Дама явно врет, потому что милиционеры знают по опыту — хозяева забирают у торговцев только паспорта (чтобы не сбежали с товаром или выручкой), а медкнижки, если таковые имеются, обязательно оставляют им.

На вопрос корреспондента “МК”, откуда ее фрукты, торговка уверяет: персики и абрикосы краснодарские. Но вид у плодов явно импортный — одинаковые и ровные, словно восковые. В итоге даму с товаром препровождают в милицейский автобус.

— Очень часто, когда мы задерживаем нелегальных торговцев, прохожие начинают возмущаться и их защищать, — говорит начальник отдела Управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребрынка Владимир Якунин. — Но они не понимают, что товар у тех стоит дешевле неспроста. — При его выращивании и транспортировке не соблюдались положенные нормы — на этом и сэкономлены деньги. К нам постоянно поступают жалобы от отравившихся таким товаром москвичей.

Во всех службах, уполномоченных следить за качеством продаваемых в столице ягод и фруктов, единодушны в одном: покупать товар надо только в магазинах и на рынках, поскольку там его проверяют.

Кстати, если сейчас милиция регулярно проводит облавы на торговцев непроверенным урожаем, то в ближайшее время все может измениться. Во всех милицейских службах уже вовсю обсуждают новое веяние: мол, “наверху” дали команду не ограничивать свободу мелкому и среднему бизнесу, в связи с чем милиции урезали полномочия в этой области.

По прогнозам, теперь станет гораздо сложнее получить разрешение на проверку той или иной торговой точки, склада, ресторана — и количество таких проверок в ближайшее время сократится в разы.

— Если это случится, столица захлебнется в контрафакте, а отравлений среди граждан станет намного больше, — посетовал мне один знакомый милиционер.

Председатель Московского межрегионального союза садоводов Андрей Туманов считает, что покупка ягод и фруктов — даже на официальных торговых точках — по большей части лотерея. Что уж говорить об урожае, продаваемом бабушками с рук!

— С одной стороны, импортные ягоды и фрукты, не имеющие ни вкуса, ни запаха, вызывают большие подозрения. Ведь за границей при выращивании плодов самыми главными считаются лишь два параметра: чтобы был привлекательный внешний вид и долго хранились. Такие плоды проходят обработку химикатами минимум 5—7 раз. И если даже конкретное вещество сейчас официально признано безопасным, нет гарантии, что через несколько лет не выяснится, что оно вредно и его не запретят.

Но и миф о том, что самые безопасные фрукты и ягоды — отечественные, Туманов, увы, развенчивает:
— Хотя плоды и проходят контроль на рынках, не стоит забывать, что их проверяют лишь на наличие тех химикатов, которые есть в списке официально применяемых. Но ведь есть множество не вошедших туда, давно запрещенных веществ. Они вполне могли остаться в хозяйствах среди старых запасов и быть бесконтрольно использованы.

По словам Туманова, совсем не редкость, когда огородник разбивает у себя на участке грядки под ягоды, выращиваемые на продажу, а поодаль — под те, что будет есть сам. Первые он щедро обрабатывает ядохимикатами и нитратами, а вторые — бережет. А неровная форма и неприглядный вид отечественного плода, которые, по расхожему мнению, должны свидетельствовать о его натуральности и безопасности, иногда могут говорить о том, что он поражен болезнетворным грибом. От него, кстати, нынешним летом пострадало особенно много урожая.

— Единственный выход полностью обезопасить себя — это выращивать фрукты и ягоды на собственном участке, — делает вывод Туманов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру