Еда не приходит одна

Что делать, если вас обманули в продмаге?

22 августа 2008 в 15:48, просмотров: 445

Задача работницы одного из столичных супермаркетов Ольги из Саратова — давать старым продуктам новую жизнь. Иначе говоря — помогать работодателю извлекать прибыль из тухлятины: “Обрезаю у сыра плесень, режу, упаковываю — готов новый товар с новым же сроком годности. Просроченную курицу достаточно обжарить на гриле, чтобы продать, причем подороже”. Придуманы и более изощренные способы сбыта просроченной продукции. Есть ли управа на недобросовестных торговцев, узнал “МК”.

Пища без ума


Цены на продукты заметно растут — о качестве, к сожалению, того же не скажешь. 10—11%, взятых Роспотребнадзором на пробу, не соответствуют стандартам по микробиологическим показателям. По словам начальника отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Москве Ирины Пискаревой, такие продукты могут оказаться причиной пищевых отравлений и кишечных инфекций. Еще 1—3% не соответствуют нормам по содержанию вредных веществ. Звучит не очень угрожающе, но вряд ли кому-то хочется быть в числе покупателей такого брака. Тем более что если брать все огрехи торговцев в целом, цифра выглядит гораздо внушительнее: 40% продуктов в наших магазинах продается с теми или иными нарушениями. И главная проблема в том, что количество неудовлетворительных по гигиеническим нормативам проб, которые берут проверяльщики, с каждым годом растет (см. таблицу).

Некачественные продукты прибывают в магазины как из-за рубежа, так и с российских предприятий. По словам начальника московской Госинспекции по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия Людмилы Гордиенко, 70% продукции производится в стране с грубыми нарушениями. Что касается импорта, то, по данным Роспотребнадзора, забраковывается каждая третья партия продовольствия — чаще всего это мясо и мясная продукция, а также морепродукты.

В ходе недавнего рейда столичный Департамент потребительского рынка и услуг обнаружил нарушения практически во всех проверенных им магазинах. Самый популярный грех, конечно, торговля просроченным товаром. Так, в одном из гипермаркетов обнаружилось около 740 кг просроченной рыбы. Не идет, конечно, на пользу товару и нарушение условий хранения: нередко продукты, которые нужно держать при температуре минус 18 градусов, хранятся при минус 6—9.

Супермаркеты больше не супер

Продлить жизнь товара на прилавке торговцу иногда помогает производитель: даты на некоторых скоропортящихся продуктах специально прописывают невнятно. Но торговцы, конечно, и сами на хитрости горазды. Простые работники магазинов анонимно подсказали “МК”, как им приходится химичить с тем, что попадает к нам в желудок, по просьбе руководства.

“Сделать из старого продукта новый”. Эта хитрость уже расписана выше: еду, срок которой подошел к концу, можно “облагородить” (приготовить, очистить от гнили, нарезать и т.п.) и спокойно продать. Застарелую вареную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой, а с капусты снимают пожелтевшие листья…

• “Спрятать просроченные продукты среди нормальных”. Этот примитивный, но работающий способ даже хитростью назвать сложно. “Просрочка” выставляется в один ряд (или на первый план) со свежим товаром. Расчет здесь на покупателей, которые не смотрят на дату изготовления, — а таких большинство.

• “Распродажа”. По сниженной цене можно приобрести продукты, продажа которых на следующий день уже будет незаконна. Либо незаконна уже сейчас. На самом деле уценить и продать товар с истекшим сроком годности магазин может. Но предварительно нужно пригласить специальную службу, которая проведет исследование продукта и выяснит, не повлияет ли он на здоровье человека. Конечно, такие лишние телодвижения, мягко говоря, непопулярны.

• “Проставить новую дату”. Более изощренный способ сбыта “просрочки”. “Если продукт упакован в полиэтилен, старую пленку можно снять и упаковывать в новую. С новым ценником, — объясняет сотрудница супермаркета. — А, к примеру, с пластмассовыми тарами поступают по-другому: на складе с помощью специального химраствора снимают один слой краски и наносят другой — с новыми датами.

• “Спрятать дату”. Невыгодные торговцам цифры можно скрыть под штрихкодом магазина. Либо же наклеить на упаковку новый ценник поверх старого.

• “Продать на рынок”. Этот способ сбыта “просрочки” уже не распространен так, как несколько лет назад. В связи с ужесточением контроля милиции над рынками пунктов торговли “бывшими продуктами” становится все меньше. Нередко “дышащий на ладан” товар перепродают в дешевые кафе.
Если ничего уже нельзя сделать с датой или применить другой способ “реинкарнации” товара, начальство нередко продает его по дешевке работникам магазина.

Хитростей у продавцов множество — и не все они связаны с просрочкой. Одна из них — шприцевание для утяжеления товара. “Тощую” и дешевую импортную курятину легко выдать за более дорогую отечественную: нашприцевал спецраствором тушку, заморозил, а затем ее, прибавившую в весе, толкнул подороже. Шприцуется также и мясо. При покупке пустой лишний вес покупатель не распознает, а обман обнаруживает только дома, когда покупка начинает течь.

Можно ли наказать торговца?

Почему торговцы практически безбоязненно идут на нарушение закона? Дело в том, что по действующему законодательству контролирующие органы могут устраивать им проверки не чаще одного раза в два года. Осуществлять надзор на только что открывшемся предприятии малого бизнеса нельзя целых три года. На внеплановые же проверки требуется разрешение вышестоящего органа. Да и мизерный штраф в 15—20 тысяч рублей, который накладывает Роспотребнадзор на нечестных торговцев, тоже не способствует улучшению ситуации.

То, что некачественный товар все-таки обнаружен, еще не значит, что он исчезнет с прилавков. Госинспекция по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия имеет право утилизировать продукцию только тогда, когда на нее отсутствуют документы. Уничтожить свою собственность может только сам владелец. Попался торговец в Москве — значит, скорее всего поедет сбывать свой товар в другие регионы.

Как известно, согласно указу президента у нас в стране будут ликвидироваться административные барьеры для бизнеса и время проверок предпринимателей существенно сократится (об этом уже писал “МК”). И это еще не все — внепланово проверять смогут только с разрешения прокуратуры, в ответ на жалобу. Многие ли будут так заморачиваться, к примеру, из-за просроченного кефира?

Конечно, малый бизнес вздохнет глубже, да и чиновников уберут из цепочки, приводящей к коррупции. Но не станет ли проверяльщикам еще сложнее контролировать качество продукции на прилавках?

В общем, спасение утопающего как всегда дело рук самого утопающего. Стандартный совет экспертов — внимательно изучать информацию на упаковках и сохранять чек.

Если возникли вопросы по качеству товара — спрашивать у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность продукции.

А что делать, если продукт вызвал неприятные ощущения в организме или даже повредил здоровью?

— Если симптомы отравления налицо, нужно обратиться к врачу — зафиксировать факт отравления.

— Чек и упаковку от продукта, а также сам продукт или его остатки необходимо сохранить.
— Обратиться в лабораторию (либо Роспотребнадзора, либо частную), чтобы там провели исследование продукта на предмет содержания в нем вредных веществ. Если вы потратили на экспертизу деньги, они к вам вернутся после того, как суд вынесет решение о компенсации нанесенного ущерба и морального вреда.

— По возможности найти свидетелей, которые смогут подтвердить, что вы покупали этот продукт в том или ином магазине и что вы ели именно его.

Много денег отсудить не рассчитывайте: суды очень скромно оценивают причиненный вред — компенсации, как правило, составляют от 500 до 2000 рублей. Вот известный случай из судебной практики: человек купил в магазине нарезку и обнаружил в ней таракана, а затем потребовал компенсации морального ущерба в размере 300 тыс. рублей. Дело выиграл, но получил всего 500 рублей за моральный ущерб и 3 тыс. за услуги адвоката. А еще бесплатную мясную нарезку от супермаркета — без таракана.

Другое дело, что до суда обычно не доходит: большинство продавцов все же предпочитают вернуть деньги за испорченный продукт — боятся жалобы в надзорный орган.

На сколько выросло за год число “плохих” продуктов* в магазинах? (в %)

Мясо и мясные продукты     7

Молоко и молочные продукты    11,5

Рыба и рыбные продукты    8,8

Мукомольные и крупяные продукты    6

Хлебобулочные изделия     7,7

Овощи    5,3

*Пробы которых не удовлетворяли гигиеническим нормативам.



Партнеры