Олимпийские крохи

Отечественные предприниматели готовы включиться в работу по созданию необходимой околоспортивной инфраструктуры

24 августа 2008 в 17:21, просмотров: 416

Олимпийские игры традиционно сопровождаются спортивными рекордами и громкими скандалами. Главная причина разногласий — деньги. Бюджеты современных Олимпиад — миллиарды долларов. Доходы минимальны, либо Игры оборачиваются для страны-организатора серьезными убытками. И тем не менее страны борются за право раз в четыре года созвать к себе в гости мировых звезд спорта и шумных болельщиков. Реально выигрывают от Олимпийских игр даже компании малого и среднего бизнеса.

Буквально до нынешнего лета олимпийские игры сопровождала дурная репутация… Греция собиралась потратить на организацию старейшего спортивного мероприятия не более 4—4,6 млрд. долл. На деле бюджет летней Олимпиады в Афинах превысил планку в 13 млрд. А вот доходов ни греческие налогоплательщики, ни крупные концерны — спонсоры игр не увидели. Грандиозное мероприятие обернулось экономическим дефолтом. Более того, резко снизился поток туристов как на время проведения игр, так и после. Местная туристическая отрасль не восстановилась даже спустя 4 года, и Греция до сих пор не может выйти на турпотоки 5—6-летней давности.

Самые большие “олимпийские” убытки на сегодняшний день у Монреаля, принимавшего Олимпиаду аж в 1976 году. Прошло уже более 30 лет, а местные налогоплательщики и по сей день платят в городской бюджет ряд специальных налогов, придуманных правительством для покрытия убытков от проведения Олимпийских игр.

Удивив мир симпатичным олимпийским медведем и широтой русской души, московская Олимпиада 1980 года принесла СССР только моральное удовлетворение. Расходы в размере 1 млрд. долл. обернулись убытками на 200 млн.

Мюнхенские Игры запомнились и вовсе трагическими событиями. Добродушные немцы и не предполагали, что на свои кровные 600 млн. долл. они организуют расстрел 11 израильских спортсменов и пяти палестинских террористов. Но даже такая трагедия не остановила Игры. Под пафосными словами: “Игры должны продолжаться” — скрывалось реальное желание организаторов хоть как-то вернуть миллионные вложения.

На сегодняшний день рекордсмен по тратам на Олимпиаду — Пекин. В современную историю летние Игры-2008 войдут как самые амбициозные. Только организация двух грандиозных шоу — открытия и закрытия Олимпиады — обошлись более чем в 100 млн. долл. Всего же на строительство нового аэропорта пропускной способностью 30 млн. человек в год, на развитие инфраструктуры, на вынос промышленных объектов за черту города, на строительство новых спортивных сооружений и даже на изменение русла реки Вэнь-Юй правительство КНР потратило более 44 млрд. долл. Эксперты предрекали китайской Олимпиаде громкий экономический крах. Но, видно, сочетание трех восьмерок — 08.08.08 — подействовало на местную экономику самым магическим образом.

Если Китай тратится, значит, это выгодно


Дело не в магии, а в умении учиться на чужих ошибках и победах. Китай проанализировал опыт стран, получивших не убытки, а доходы от Олимпийских игр. Таких отличников тоже немало. Например Лос-Анджелес, принявший олимпийский огонь в 1984 году. Вложив чуть более 1 млрд. долл., только местный бюджет заработал 220 млн. чистой прибыли. Спустя четыре года Сеул-88 принес в карман своих налогоплательщиков уже более 400 млн. долл. дохода. Барселона-1992 на первый взгляд не заработала ничего, ее прибыль составила символические 3,5 млн. долл. Однако в долгосрочной перспективе оказалось, что реальные результаты от Олимпиады испанцы увидят чуть позже. На следующий после барселонской Олимпиады год турпотоки в Испанию выросли чуть ли не в два раза. Тенденция наращивания туризма продолжается и по сей день. Еще от принятия олимпийской эстафеты серьезно выиграли испанские производители вина, продуктов питания и одежды.

Атланта-96 и вовсе не стоила американским гражданам ни цента. Все расходы по организации мероприятия взяли на себя спонсоры. Их кошельки облегчились на 2 млрд. долл. А вот бюджет штата Джорджия потолстел более чем на 5 млрд.

Прибыльные Олимпиады базировались на основных законах рыночной экономики: все, что можно, отдавалось в руки бизнесу, а также на привлечение к организации и проведению мероприятия компаний небольшого и среднего размера.

Поднебесная и здесь впереди планеты всей. Как только правительство КНР стало тратиться на Олимпийские игры, местные предприниматели и компании начали подсчитывать дополнительные доходы. 1 млрд. долл. — ежегодная прибыль китайского бизнеса от первых государственных олимпийских вложений — реконструкции инфраструктуры Пекина, строительства новых дорог, улучшения и модернизации общественного транспорта.

По сути китайская Олимпиада стала экономическим ноу-хау. Здесь на деле видна система коммунистического перераспределения денежных потоков — от больших и сильных к маленьким и слабым.

На организацию мероприятия тратятся мировые холдинги, выступающие спонсорами Олимпийских игр, и местное правительство. На их деньги по всему миру организуется масштабная реклама мероприятия, строятся спортивные объекты и новые дороги. За право использовать олимпийскую символику крупные компании выкладывают миллионы долларов и евро. За размещение собственных логотипов на олимпийских баннерах, билетах и т.д. серьезные компании снова платят и платят.

Зато малый бизнес в данной ситуации абсолютно не тратится. Напротив, мелкие и средние фирмочки во время подготовки к Олимпиаде и в период ее проведения растут. Во-первых, Китай очень много государственных олимпийских заказов размещал именно между представителями малого и среднего бизнеса. Малыши выступали и как строительные подрядчики, и как производители. Во-вторых, как и обычно в Китае, все то, что доставалось иностранцам за бешеные деньги, местным предпринимателям стоило символических плат, а то и вовсе предоставлялось бесплатно. Так, государство закрывало глаза на то, что большая часть мелкого китайского бизнеса использовало символику Олимпиады на сувенирах, одежде, продуктах питания и даже на магазинных и отельных вывесках абсолютно бесплатно. Более того, строительство новых отелей, современных магазинов и ресторанов поощрялось юанем — льготным налогообложением. В результате за предолимпийский период с 2004 по 2008 годы объем ВВП Пекина увеличился на 15 млрд. долл.

Малый бизнес Китая выиграл даже тогда, когда антиглобалисты попытались потушить олимпийский огонь в Париже и Лондоне. СМИ КНР мгновенно отреагировали на столь агрессивные выпады против пекинской Олимпиады: китайцев призвали к бойкотированию торговых сетей и просто товаров из Франции и Великобритании. И вместо того чтобы отовариваться в крупных, известных и в нашей стране французских гипермаркетах, китайцы покупали еду и хозяйственные товары в маленьких магазинах.

Окончательные финансовые результаты Пекина-2008 пока неизвестны. Но, как говорят очевидцы, небольшие сувенирные лавки, частные отели, ресторанчики и кафе в Пекине были забиты до отказа.

На английский манер

Лондон примет Олимпиаду в 2012 году. Несмотря на то что в городе действительно развитая инфраструктура, много спортивных центров и нет серьезных проблем с общественным транспортом, минимальные расходы английской казны на организацию Игр составят не менее 20 млрд. долл.

При этом англичане, так же как и Китай, намерены привлекать к госзаказам максимальное количество малого и среднего бизнеса. На специальных аукционах фирмы соревнуются за право выполнить олимпийские работы, оплачиваемые из кармана английского правительства. Крупным фирмам в данной ситуации достаются только очень серьезные объекты, а также спонсорство. Правда, в отличие от Китая мелким ресторанчикам и частным отелям олимпийскую символику и даже ключевые слова Олимпиады бесплатно использовать не разрешат. Даже за то, чтобы включить в меню новые блюда “Золотой омлет”, “Чемпионский десерт” или “Олимпийский ростбиф”, бизнесмену придется оплатить специальную пошлину. И тут у лондонцев все строго. Если олимпийская комиссия обнаружит несанкционированное использование символик — предприятие подвергнется серьезным штрафам.

Сочи на радость малышам

Как бы мы ни гордились собственным выходом к Черному морю, курорты Краснодарского края пользуются спросом только у россиян. Иностранцы в нашу страну за песчаными пляжами и солнцем не ездят. При этом — будем смотреть правде в глаза — мы и принять-то дорогих гостей прилично не можем. В Сочи нет действительно развитой инфраструктуры, нет нормальной организации досуга. Поэтому и конкурировать с Турцией — а тем более европейскими курортами — нам не под силу.

Выиграв право провести Олимпийские игры в 2014 году, мы, с одной стороны, подписали приговор на траты не менее чем в 14 млрд. долл. А как нам известно, стартовые бюджеты на исходной позиции могут и удваиваться, и даже учетверяться.

Между тем все эти немалые деньги будут потрачены на себя, любимых. Ничего лишнего в городе не появится. Зато курорт обретет новый аэропорт, значительно улучшится автомобильное и железнодорожное сообщение.

Основная расходная нагрузка по планам организаторов ляжет на крупные компании, зарубежные фирмы и бюджет. Так, все доходы иностранных организаторов Игр будут облагаться специальными налогами. Немалые средства будут выручены от продаж телевизионных трансляций, рекламы. При этом правительство обещает по максимуму загрузить местные небольшие и средние компании государственными заказами. Если все сложится благополучно, то краснодарский малый бизнес серьезно подрастет. А россияне смогут отдыхать на курорте мирового уровня, не выезжая из страны.



    Партнеры