Не все отдали душу “Боингу”

Тайну крушения самолета в Киргизии будут раскрывать в Москве

Август давно считается опасным месяцем для авиации. И вот страшное подтверждение — вторая жуткая катастрофа за 10 дней с удивительно похожим сценарием. И в Мадриде, и в воскресенье в Бишкеке самолеты упали прямо возле аэропорта. И в Испании, и в Киргизии есть везунчики, которые выжили в этом аду. Так можно ли выжить в авиакатастрофе? И в чем секрет “черного августа”? Ответы на эти вопросы нашли репортеры “МК”.

24 августа в 20.30 “Боинг-737” оторвался от взлетно-посадочной полосы международного аэропорта “Манас”. Через пять минут экипаж сообщил, что на борту неполадки, и запросил посадку. В 20.42 связь с авиалайнером была прервана. Самолет, летевший рейсом Бишкек—Тегеран, упал в районе птицефабрики села Джаны-Джер.

По последним данным, на борту лайнера находились 83 пассажира, 6 членов экипажа и один представитель бишкекской авиакомпании “Итэк-эйр”, которой и принадлежал самолет. Среди пассажиров были члены волейбольной команды бишкекской спортивной школы №29 — 17 человек, 7 из них уцелели. Всего же в катастрофе выжили 22 человека, в их числе весь экипаж. Правда, первый и второй пилоты получили тяжелые ранения. У второго пилота — перелом позвоночника. Бортпроводницы отделались легкими травмами типа ушиба стопы и ожога рук… Кстати, командир воздушного судна, опытнейший пилот первого класса Юрий Гончаров, окончил в 1981 году Высшую специальную ленинградскую академию гражданской авиации. Второй пилот — Тимофей Водолагин, выпускник Высшего актюбинского летного училища.

Ближе к утру из аэропорта в морг потянулась траурная кавалькада. 65 “трупных мешков” с останками погибших вывозили на “КамАЗах”. Некоторые тела опознать невозможно. Но уже известно, что среди погибших — не только спортсмены молодежной команды, но и депутат горсобрания Бишкека Билал Чыныбаев, главный инженер компании “Итэк-эйр” Михаил Ким, а также вице-президент Федерации баскетбола Назар Кубатов и ее генсекретарь Олег Кутилов.

А некоторые пассажиры при падении самолета вообще отделались испугом. Три человека получили амбулаторную помощь и были отпущены домой. Семеро спортсменов, которые выжили, пострадали в основном от отравления угарным газом. Судьба хранила братьев Адиевых — Жаныша и Байыша и братьев Кадыровых — Сабыржана и Бахтияра.

Этот самолет проверяли в Москве

Самолет, упавший под Бишкеком, бороздил воздушные просторы чуть ли не 30 лет, однако, по словам представителей компании “Итэк-эйр”, им не было известно о каких-либо неполадках. Последний раз лайнер проходил ремонт 11 мая прошлого года в Алма-Ате. С тех пор он не отлетал и половины часов, положенных до следующего ремонта: его налет — 1456 часов, до следующего ремонта оставалось еще 2600 часов. Последний техосмотр судна производился 4 августа 2008 года. Кстати, буквально перед трагедией самолет вернулся из рейса Москва—Бишкек. На “перекур” самолету дали всего 2 часа. Рейсы на Москву лайнер совершал регулярно, просто в этот раз его арендовала для чартера иранская компания Asseman air — именно она ответственна за страхование жизней пассажиров. Как рассказали “МК” в столичном аэропорту, при такой краткой стоянке никакого тщательного ТО не проводится — визуальный осмотр и все. Теоретически экипаж может попросить наземные службы обратить внимание на какой-то агрегат, но в случае с иранским “Боингом” этого не было.

Логично, что власти Киргизии приняли решение обратиться за помощью к специалистам из России (это обычная практика для стран, входящих в МАК). Экспертиза “черных ящиков” будет проводиться в Москве. Впрочем, итоги расследования многие уже подвергают сомнению. По словам депутата киргизского парламента Бегалы Наргозуева, который, кстати, является владельцем авиакомпании “Эсен-эйр”, парламенту необходимо создать независимую комиссию. “Я не верю заключениям тех комиссий, которые создает наше правительство”, — заявил он. 

Версии катастрофы

Официально сообщается, что сразу после взлета экипаж зарегистрировал разгерметизацию корпуса судна.

Однако отчего оно возникло? Из неофициальных источников стало известно, что отказала система кондиционирования.

Ситуацию “МК” прокомментировал эксперт по авиационной безопасности Валентин НИКОЛАЕВ:

— Судя по тому, что датчик разгерметизации салона сработал через пять минут после взлета и пилоты сразу приняли решение сажать самолет, высота могла составлять не более 500—600 метров. Причины разгерметизации могут быть разными. Основные — неплотное закрытие дверей (в этом “Боинге” их четыре), неплотное закрытие аварийных люков, их два. Причем аварийные люки могли “потревожить” и пассажиры. Кроме того, причиной разгерметизации могло послужить нарушение остекления в кабине пилотов. Но на такой высоте разгерметизация неощутима, а потому не могла стать причиной катастрофы. Самолет упал при развороте. Но он мог развернуться и без опасных кренов и спокойно сесть. Летчики, видимо, пытались вывести самолет на пологое снижение, благодаря этому удар о землю не был таким страшным и часть пассажиров осталась жива.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

По России летают 64 самолета различных моделей “Боинга”. Из всех моделей “Боинг-737” — самый популярный узкофюзеляжный и массовый реактивный пассажирский самолет в мире. На сегодня насчитывается около 6160 заказов на самолеты модели “Боинг-737” и 5109 поставок в мире. С момента выпуска “Боинга-737-200” (с начала 1970-х годов) самолеты этой модификации терпели крушения 140 раз.

Последние ЧП с лайнерами этой модели:

29.02.08. “Боинг-737” компании “Оренбургские авиалинии” совершил экстренную посадку в аэропорту Волгограда. Причина — отказ топливной системы.

7.05.08. “Боинг-737” авиакомпании Sky Express совершил вынужденную посадку в Казани через полчаса после взлета. Причина — нарушение работы системы кондиционирования.

КАК ВЫЖИТЬ ПРИ КАТАСТРОФЕ

По статистике, большинство авиакатастроф происходят при взлете и посадке самолета. Американский профессор Дэниел Джонсон посвятил жизнь исследованиям, связанным с безопасностью полетов.

Исследования американца доказывают, что шансов выжить больше у пассажиров, сидящих в хвосте самолета.

Подтверждений тому масса в авиакатастрофах последних лет.

Седьмой год 28 июля стюардессы “Пулковских авиалиний” Арина Виноградова и Татьяна Моисеева празднуют свой второй день рождения. В тот день “Ил-86”, совершив плановый рейс, вылетел из “Шереметьева-1” в Петербург. На борту был только экипаж.

Но самолет смог взлететь лишь на 200 метров, и вдруг его затрясло и он рухнул. При падении погибли 14 человек. Стюардесса Татьяна Моисеева вспоминает, что осталась в живых только потому, что сидела в хвосте самолета и машинально подтянула ремень.

— Мы сидели втроем — со мной были Арина и Оля Наумова, — вспоминает выжившая стюардесса Татьяна Моисеева, — я сидела лицом к хвосту, девочки напротив меня. Когда нас начало трясти, мы поняли, что что-то не так. Арина прижалась к Оле, а я как-то машинально потуже затянула ремень. А очнулась я от того, что услышала крик Арины. Почувствовала, что жива, но сложена, как книжка. Попыталась освободиться — бесполезно. 

Специалисты, расследовавшие эту авиакатастрофу, также подтвердили, что в хвосте самолета не было ни единого обгоревшего кресла. При любом падении большой самолет бьется прежде всего носом. Так получилось и здесь. Кроме того, в хвосте нет топливных баков. Они — в крыльях и фюзеляже. Хвост всегда отваливается, зачастую до взрыва. И нередко он с куском фюзеляжа и остается целым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру