Минорная музыка от Минфина

За пенсионную реформу заплатят молодые и небогатые

25 августа 2008 в 16:21, просмотров: 609

Минфин выступил с инициативой о повышении с 2010 года пенсионного возраста на 2,5 года и введение 3% дополнительного подоходного налога на граждан младше 40 лет. Застарелые проблемы и падение мировых цен на нефть подталкивают власть к непопулярным мерам.

Новые налоги

В юбилей дефолта должно было произойти что-нибудь неприятное, и это случилось. 18 августа вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин представил проект бюджетной стратегии Минфина до 2023 года. В частности, министр озвучил предложения Минфина по реформе пенсионной системы. Вроде бы пенсионная система не епархия Минфина. Теоретически пенсии платит Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Причем пенсионные средства через счета Минфина не проходят. Об этом знает любой бухгалтер: для налогов — один счет, для пенсий — другой.

На практике же дефицит ПФР в 2006—2008 годах покрывался средствами из находящихся под управлением Минфина внебюджетных фондов. И уж совсем некорректно с точки зрения финансов выглядят имевшие место в 2006 и 2007 годах прямые выплаты в ПФР из бюджета. Как говорится, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Видимо, поэтому Минфин теперь занялся вопросами пенсионной реформы.

Музыка от Минфина получилась довольно минорной. “Дополнительный взнос в пенсионную систему в размере 3% налогооблагаемой зарплаты поможет гражданам моложе 1967 года рождения накопить достойные пенсии”, — считает Алексей Кудрин. “С 2010 года предполагается взимать 3% от налогооблагаемой зарплаты как страховой взнос каждого гражданина. Этот взнос предлагается брать до достижения зарплаты 1,1 млн. рублей в год. Предложенная мера позволит финансировать текущие пенсии, а также обеспечить повышение накопительной части пенсии будущих пенсионеров”, — уточнил министр финансов.

Кроме того, в Минфине предлагают постепенно увеличить пенсионный возраст. Увеличение может начаться с 2010 или с 2015 года и будет идти по полгода за год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60—62,5 года для женщин. Причем Минфин не исключает и вариант введения одинакового возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин: 62,5 года.

Разумеется, Минфин хочет уйти от практики прямых бюджетных выплат в ПФР. Для этого планируется использовать средства резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ). Минфин предлагает фиксировать размер резервного фонда не 10% ВВП, как сейчас, а 6%, увеличив ресурсы ФНБ и сделав его главной базой финансирования дефицита пенсионной системы. Предполагается, что примерно до 2027 года за счет использования доходов и средств ФНБ на финансирование пенсионной системы будет выделяться 0,6% ВВП. Тогда на пенсию начнут выходить граждане, родившиеся после 1967 года и успевшие, по мнению Минфина, сформировать значительную накопительную пенсию. К этому моменту средства суверенных фондов, возможно, уже закончатся.

Легко ли быть молодым

Предложение Минфина ужесточает озвученный Минздравсоцразвития план реформы пенсионной системы. Как известно, этот план не предусматривал повышения пенсионного возраста. Зато в нем говорилось про повышение единого социального налога (ЕСН) с нынешних 26% до 34%. В противовес этому план Минфина сохраняет ЕСН на прежнем уровне (о возможном повышении ЕСН Минфин готов говорить не ранее 2020 года). Однако подоходный налог для молодых (младше 40 лет) граждан предлагается увеличить с нынешних 13% до 16%.

Это означает, что план Минздравсоцразвития переносит основную тяжесть пенсионной реформы на работодателей, фактически на бизнес. Ведь ЕСН наряду с НДС — это основные предпринимательские налоги.
Причем если схемы, скажем так, оптимизации НДС в предпринимательской практике распространены довольно широко, то от ЕСН уйти нельзя. Если на предприятии есть штатная единица с зарплатой N, то 26% от N, будь добр, отдай. Единственный, крайне рискованный, способ ухода — пресловутые конверты, когда в ведомости сотрудник расписывается за меньшую сумму, а в конверте получает большую. Риск здесь в том, что любой недовольный сотрудник может донести конверт до налоговой инспекции. Тогда нечестному предпринимателю мало не покажется: уголовное дело гарантировано.

Поэтому повышение ЕСН стало бы серьезнейшим ударом по бизнесу. Возможно, часть предпринимателей вернулась бы к практике теневых зарплат в конвертах. Но еще вероятнее, что бизнес просто поднял бы цены на продукцию, чтобы компенсировать новые издержки. Новый виток инфляции Минфин не устраивает. Да и неизбежное в случае повышения ЕСН замедление экономического роста — тоже. Поэтому план Минфина возлагает основную тяжесть пенсионной реформы на трудящихся. Причем на молодых — после 1967 года рождения — и небогатых — с зарплатой до 1,1 млн. руб. в год или до 92 тыс. руб. в месяц.

Высокооплачиваемых, по мнению Минфина, реформа затронуть не должна. Под указанные Минфином критерии попадают около 35 млн. человек, или чуть около 74% от общего числа работающих. Их же коснется и предполагаемое повышение пенсионного возраста.

В Минздравсоцразвития планы Минфина по ущемлению социальных прав трудящихся (назовем вещи своими именами!) пока официально не комментируют. А неофициально говорят, что “идеи Алексея Кудрина — это обсуждаемые рабочие предложения Минфина, а окончательные варианты схемы пенсионной реформы правительство получит лишь к концу августа”.

Ждать недолго. План Минздравсоцразвития уже в правительстве, а план Минфина будет внесен туда на текущей неделе. Так что заявление Алексея Кудрина от 19 августа можно рассматривать и как своеобразный пробный камень для замера уровня ярости в обществе. По результатам замеров Минфин свои планы наверняка подкорректирует, но, видимо, не очень сильно.

Русский крест

При существующих в России демографических проблемах к 2012—2015 году соотношение работающих и пенсионеров в России достигнет критической величины 1:1. А коэффициент замещения (отношение пенсии к средней зарплате) к этому времени станет равным 15%, если систему не реформировать. Сейчас в результате повышения пенсий в 2007—2008 годах коэффициент замещения составляет около 25%. До этого около 10 лет он колебался в районе 20%. Но даже нынешние повышения на самом деле капля в море. Потому что, по расчетам международных организаций (ООН и ВОЗ), для достойной жизни в старости коэффициент замещения должен составлять не менее 60%.

В развитых странах коэффициент замещения составляет 80—85%. А в Туркмении, помнится, в 2005 году коэффициент замещения попытались обнулить, отменив пенсии вовсе. После этого власть там продержалась ровно год, потом рухнула. Россия, как известно, не Америка. Но и не Туркмения, однако. При существующем коэффициенте замещения средней пенсии в крупных городах порой не хватает на оплату коммунальных услуг. А 35% пенсионеров продолжают работать. В развитых странах 10% работающих пенсионеров считается критической величиной и поводом для срочного повышения уровня пенсий.

Поэтому реформировать пенсионную систему все равно необходимо. Дилемма между реформой за счет замедления темпов роста экономики (план Минздравсоцразвития) и реформой за счет трудящихся (план Минфина). В свое время Россия очень гордилась самым низким подоходным налогом в Европе — плоской шкалой в 13%. Для сравнения: во Франции он составляет 37,5%, в Германии — 41%. И коэффициент замещения там около 80%. Вот только темпы роста экономики составляют 2,5—3% в год, и те замедляются. В России, как известно, устойчивые 8% годового прироста ВВП.

Фактическое повышение подоходного налога до 16% лишь приблизит его к европейскому уровню. Зато, вероятно, позволит сохранить или по крайней мере не сильно снизить темпы роста экономики. Согласно плану Минфина не изменяется ЕСН но, к сожалению, не снижается и НДС. Видимо, при снижении мировых цен на нефть с $143 до $115 за баррель (на 19,6%) снижение НДС все-таки невозможно. Кстати, по оценкам экспертов, при средней цене нефти в $85—100 за баррель (именно таков наиболее пессимистический прогноз) “подушки” нефтяных доходов для сохранения приемлемого уровня социальных выплат хватит лишь до 2020 года.

Причем нефтяные доходы могут закончиться и раньше, поскольку направляются на более актуальные цели. Так на днях Россия объявила об увеличении военного бюджета на 2009 год сразу на 23%. Армия получит 1,27 трлн. руб. (около $50 млрд.). Или около 3,5% ВВП вместо 3%, запланированных ранее. В том, что недавно воевавшая страна повышает расходы на оборону, с экономической точки зрения нет ничего неправильного. Проблема в том, что доходов от нефти (которые падают) просто не хватит на оружие и пенсии одновременно.

Видимо, тяжесть реформы пенсионной системы ляжет все-таки на плечи простых людей. Власть, конечно, попытается максимально смягчить непопулярные меры. Но россиянам младше 40 лет надо готовиться работать дольше и платить больше.



Партнеры