ШОС ответила на “осетинский вопрос”

Действия России поддержали в Душанбе

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, открывшийся вчера в Душанбе, с полным правом можно назвать успехом России. В главном документе саммита — итоговой Душанбинской декларации — не только осуждается “силовое решение” в локальных конфликтах, но и поддерживается “активная роль России в содействии миру и сотрудничеству” в южноосетинском конфликте. С учетом растущей роли ШОС, по словам Медведева, с таким мнением нельзя не считаться.

Признание Дмитрием Медведевым независимости Абхазии и Южной Осетии, разумеется, существенно поменяло повестку дня заседания. Какова должна быть реакция стран — участниц ШОС? Этот вопрос, похоже, задавали себе не только наблюдавшие за саммитом, но и сами его участники. Самой неоднозначной считалась реакция Китая — как одной из наиболее крупных стран региона, да еще с собственной проблемой сепаратизма и растущим при этом торговым сотрудничеством с другими странами блока: он вполне мог настоять на том, чтобы пункта по Южной Осетии в итоговой декларации не было. Остальные страны Центральной Азии, входящие в организацию (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), оказались перед сложным выбором: или не поддержать Россию, или потенциально испортить взаимоотношения с Западом.

Очевидно, в среду — день приезда в Душанбе — Медведев потратил немало времени, чтобы убедить собеседников в своей правоте. С большинством коллег по ШОС, как и с лидерами других стран, сотрудничающих с организацией, он встретился вечером в среду в неформальной обстановке. С президентом Афганистана  Хамидом Карзаем ДАМ увиделся у фонтанчика перед дворцом “Сомон”, где проходит саммит. Здесь были выставлены стулья для всех лидеров стран — участниц ШОС. Российский президент оказался на почетном месте — по центру, рядом с иранским: “в честь” неофициальности встречи Медведев снял галстук, а Карзай — шапку. Оба о чем-то оживленно беседовали. Без переводчиков. Тут же случился и казус: выставленных стульев оказалось на один меньше, чем президентов, — журналисты все гадали, кто же остался без места. Правда, прочие главы государств, подошедшие к сидевшим Медведеву и Карзаю, предпочли постоять немного, а после все вместе отправились на прогулку за город. При погрузке в автобусы президентов и сопровождающих лиц случилась натуральная драка — скорее всего между сотрудниками службы безопасности одного из азиатских лидеров…

На саммите Медведев выступил с очередной резкой критикой в адрес грузинских властей, отметив: “Хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их”. С его точки зрения, такое поведение недопустимо и “должно пресекаться”. Президент выразил уверенность в том, что “единая позиция государств — членов ШОС получит должный международный резонанс и послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое и оправдать совершенную агрессию”.

Очевидно, его слова оказались впечатляющими: в Душанбинской декларации фактически в последний момент появился пункт, в котором государства ШОС “выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью в югоосетинском вопросе”, “приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта” (они были составлены Медведевым и президентом Франции Николя Саркози) и поддерживают действия России. В документе также говорится, что “ставка исключительно на силовое решение не имеет перспективы”, а “попытки укрепить собственную безопасность в ущерб других не способствуют сохранению глобальной безопасности и стабильности”.

Позднее во время короткой беседы с журналистами Медведев не скрывал удовлетворения от достигнутого. “Я не мог еще раз не рассказать (коллегам по ШОС. — “МК”), как реально было дело, так как картинка, которую показывали по некоторым западным телеканалам, сильно отличалась от реального положения дел, — кто был агрессором, кто все это затеял и кто должен нести и политическую, и моральную ответственность”, — сообщил президент. Он также отметил, что разъяснил другим президентам, какими мотивами руководствовалась Россия при принятии решения о начале операции по принуждению Грузии к миру. “Я доволен тем, что рассказал об этом коллегам и получил такого рода поддержку”, — подчеркнул глава государства.

Мнение ШОС по поводу событий на Кавказе Медведев считает весьма авторитетным, поскольку она “сложилась в полноценную серьезную региональную организацию” и не исключено ее дальнейшее расширение — на саммите принято решение о созыве экспертной группы, которая выработала бы критерии принятия в организацию новых членов. В случае ее успешной работы не исключено, что на следующем саммите, который предполагается провести в июне следующего года в Екатеринбурге под председательством России, организация расширится. На членство, например, давно надеется Иран, обладающий сейчас статусом страны-наблюдателя при ШОС. Впрочем, несмотря на усиление организации, Медведев не считает ее противовесом НАТО. “У нее и функции другие, и регион другой”, — отметил он.

Душанбе.

ЦИТАТА ДНЯ

“У меня не вызывает никаких сомнений, что Белоруссия признает Абхазию и Южную Осетию! И это даст возможность включить республики в состав Союзного государства”, — заявил глава думского Комитета по делам СНГ Алексей Островский на пресс-конференции в “МК”.

Полностью материал о пресс-конференции читайте в электронной версии “МК”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру