Новый виток “холодной войны” затронул даже самую, казалось бы, отдаленную сферу деятельности — космическую. На днях сенаторы США настойчиво потребовали у Джорджа Буша прекращения космического сотрудничества с “неблагонадежной” в политическом смысле Россией. “У США нет гарантий того, что Россия будет соблюдать свои обязательства в рамках сотрудничества по МКС”, — говорится в послании. А Европейское космическое агентство резко притормозило развитие отношений с Россией в рамках создания совместного корабля многоразового использования. Так будет или не будет у нас общая с Европой космическая транспортная система? С этим вопросом “МК” обратился к заместителю главного конструктора РКК “Энергия” Сергею КРИКАЛЕВУ.
— Пока у нас нет однозначной договоренности на этот счет. Европейское космическое агентство не сказало ни “нет”, ни “да” будущей интеграции в космосе. Да и мы, если честно сказать, пока пребываем в раздумье: выгодно ли нам будет иметь совместный с европейцами корабль?
— А чем он может быть нам не выгоден?
— Да хотя бы тем, что мы не будем обладать стопроцентным правом на него. Этот минус может в конечном итоге перевесить экономию на этапе создания. Есть также мнение, что затраты на саму интеграцию могут превысить экономическую выгоду от последующего использования системы. Во-первых, совместное строительство потребует отправки наших специалистов в многочисленные командировки — это уже немалые деньги. Во-вторых, отлаживание, совмещение систем — это дополнительные затраты. Ну и многое другое.
— На каком этапе сейчас находится совместный проект?
— На самом первоначальном — у нас есть свои наработки, у европейцев свои. И их еще никто не стыковал. Мы, к примеру, больше склоняемся к бескрылой конструкции. А что на уме у европейцев — неизвестно. Где-то в ноябре ЕКА и Роскосмос проведут независимо друг от друга конференции, где окончательно определятся для себя с концепцией будущего корабля. А потом уже что-то прояснится и по поводу совместных действий.
— Ранее была информация о том, что новый корабль многоразового использования должен быть универсальным — работать на орбите и летать на более дальние расстояния, к примеру, к Луне.
— Сейчас мы пересматриваем этот вариант. У наших конструкторов нет уверенности, что надо создавать один корабль для полетов и на МКС, и на Луну. Скорей всего мы создадим два разных корабля.
— Как вы считаете, ситуация вокруг грузино-осетинского конфликта может повлиять на взаимоотношения российских и европейских ракетостроителей?
— Думаю, если нас накроет всеобщая волна охлаждения со стороны Запада, это не сможет не сказаться и на космической отрасли.