Как я искала СПИД

Зарекаться от опасной заразы нельзя. Но защищаться — необходимо

Наверное, каждый из нас совершал поступки, о которых потом жалел.

В том числе и в своей интимной жизни. Зарекаться от случайных связей нельзя: в любой момент может приключиться приступ одиночества, ссора с постоянным партнером или бурный курортный роман… Сам по себе одноразовый секс, возможно, и ошибка — но не роковая. Куда страшнее то, что далеко не всегда мы задумываемся о его последствиях — не моральных, а самых что ни на есть физических.

Очень часто о своей безопасности мы судим исключительно по внешнему виду партнера. Почему-то уверены, что раз наш выбор не пал на бомжа, проститутку или наркомана, то мы можем расслабиться и забыть о заразе, которую привычно мним “асоциальной”. Увы, именно эта манера “встречать по одежке” и может стать роковой. Кстати, так же, как и отсутствие бдительности в учреждениях, где мы получаем медицинскую или косметологическую помощь. Ведь, как показывает практика, в нашей жизни возможно все. В том числе и такое страшное явление, как ВИЧ.

Кровавая месть

Этим летом в столице произошел дикий и по-своему показательный случай. Начался он со вполне обычной ситуации: во время прогулки в Марьинском парке группа молодых людей познакомилась с двумя девушками. “В тот же вечер одна из девушек 19 лет вступила в половую связь с 18-летним юношей. На следующий день она обратилась в прокуратуру с заявлением об изнасиловании”, — рассказали нам в пресс-службе УВД Юго-Восточного округа столицы. Правда, свидетели показали, что в половые отношения с указанным молодым человеком заявительница вступила по обоюдному согласию. Тем не менее сотрудники милиции стали отрабатывать заявление, проводя необходимые в подобном случае следственные действия. В результате рассылки запросов в специальные учреждения выяснилось, что заявительница с 2004 года состоит на учете в КВД, так как является… носительницей ВИЧ-инфекции! В итоге 11 июля прокуратура все же возбудила уголовное дело — но не по статье 131 УК об изнасиловании, а по статье 122 — об умышленном заражении ВИЧ-инфекцией. Ведь девушка не могла не знать о своей болезни, раз уже четыре года наблюдалась в кожвендиспансере!

“Молодой человек, которого заявительница обвиняла в изнасиловании, тоже сдал анализы, и они показали наличие в его крови вируса иммунодефицита”, — рассказали нам в пресс-службе. В настоящее время по данному уголовному делу (ст. 122 УК РФ) в УВД Юго-Восточного округа Москвы ведется следствие. Одной из версий следствия является умышленная месть девушки всем мужчинам.

СПРАВКА "МК"

Первая информация о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД) появилась в середине 80-х годов ХХ века, когда врачами было обнаружено неизвестное ранее заболевание, характеризующееся наличием иммунодефицита у взрослых людей (до этого подобные состояния встречались только у недоношенных новорожденных детей). С тех пор распространение СПИДа достигло уровня эпидемии: заразность этого заболевания, его стремительное распространение и неизлечимость снискали ему славу “чумы ХХ века”.

Вирус в нагрузку


Лично я, сколько себя помню, всегда была замужем. И в порочащих связях не замечалась, разве что очень давно. Но случай в московском парке начисто лишил меня покоя. Я стала изучать литературу и интернет-сайты о СПИДе. Поразительно: оказывается, среди нас полно людей, которые годами жили, меняли любовников и рожали детей, не подозревая о том, что давно ВИЧ-инфицированы! А страшный диагноз у них выявлялся, как правило, случайно: при плановом обследовании с анализом крови. И оказывался для больных настоящим сюрпризом: все они даже не предполагали наличие у себя смертельного вируса! Позже, конечно, каждый из них вспоминал, где могло произойти роковое заражение. И вовсе не обязательно это была постель незнакомца. ВИЧ можно подцепить и в кабинете врача, косметолога или маникюрши.

СПРАВКА "МК"

В первое время после инфицирования организм человека противостоит ВИЧ: вирус до поры до времени ничем себя не проявляет, но при этом постепенно разрушает иммунную систему инфицированного человека. Этот этап может длиться долго (до 10 лет). Но рано или поздно наступает стадия, на которой иммунитет больного ослабевает настолько, что любая инфекция становится смертельно опасной. Организм человека становится полностью беззащитным перед всем: от безобидных микробов до злокачественных опухолей. Именно на этой стадии развития ВИЧ-инфекция получает название СПИД.

Коварная зараза передается при любых вмешательствах, связанных с возможным выделением крови, при условии проведения их нестерилизованными инструментами: при уколах, удалении зубов, хирургических операциях и даже косметологических процедурах.

Но сколько же людей так или иначе избежали плановой диспансеризации с анализом крови? И продолжают жить, ничего не зная о своем иммунном статусе?

Я активно посещаю салоны красоты, косметологические и стоматологические кабинеты, а также пару раз делала себе тату и однажды — пирсинг. А ведь прийти поставить пломбу, сделать тату или маникюр вполне может и наркоман, и женщина древнейшей профессии…

Я потеряла сон и аппетит, мучительно размышляя: а вдруг у меня бессимптомно протекающая ВИЧ-инфекция? И после очередной бессонной ночи поняла: надо сдать анализ и убедиться, что со мной все в порядке. А то так и чокнуться недолго!

Дальше — СПИД

По утверждению специалистов, половина из приходящих обследоваться на ВИЧ — самые настоящие ипохондрики, то есть люди, чрезмерно озабоченные своим здоровьем и без всяких оснований подозревающие у себя самые страшные заболевания. Но ВИЧ — как раз тот случай, шутят врачи, когда “лучше перебдеть, чем недобдеть…”

Так что это очень даже хорошо, если после некой сомнительной ситуации человеку хочется провериться и спать спокойно. А если анализ на ВИЧ окажется положительным, то чем раньше о нем узнает больной, тем больше у него шансов полноценно прожить еще долгие годы. Сегодняшняя медицина уже располагает методикой терапии, поддерживающей иммунитет, которая позволяет людям, инфицированным ВИЧ, оставаться практически здоровыми в течение многих лет. Для своевременной диагностики и профилактики СПИДа в каждом городе существуют специальные пункты, где можно сдать анализ на ВИЧ совершенно анонимно.

Но каков бы ни был результат, пациент сам решает, сообщать о нем кому-либо или нет! Анонимные центры диагностики не могут поставить инфицированное лицо на учет по месту прописки. Поэтому, если ВИЧ-носитель вдруг вообразит себя ангелом смерти, несущим на землю расплату за грехи, гарантий у нас от него нет никаких.

В Москве самое популярное место, где можно провериться на СПИД, не предъявляя паспорт, — это Склиф. Точнее говоря, пункт сдачи крови при НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Туда-то я и отправляюсь.

Дом 3, корпус 2, в котором располагается лаборатория, находится на Сухаревской площади, но попасть на территорию больницы можно лишь со стороны проспекта Мира. Видимо, многие путаются, так как уже за квартал до Склифа попадаются намалеванные краской плакаты: “СПИД — дальше” — и красная стрелка. В этом я усмотрела что-то фатальное: неужели дальше — СПИД?..

Уже на территории среди прохожих то и дело слышу:

— Где тут очередь на ВИЧ?

Возле отдельного корпуса — толпа. Процедура такова: сначала стоишь в окошечко регистратуры, где оплачиваешь услугу (225 руб. за результат на следующий рабочий день; 570 руб. за срочный результат в течение часа). Кстати, если пациент все же предъявляет паспорт, то результат анализа ему выдают в окошечке на бланке. Если желаешь провериться анонимно, то просто звонишь в указанный срок по телефону, называешь присвоенный тебе номер и узнаешь “приговор” по телефону.

С полученным талоном занимаешь очередь в процедурную, где и производится забор крови. В зависимости от количества желающих весь процесс занимает от часа до трех.

Народ в очереди разношерстный: тут и явные гости столицы, и солидные мужчины в костюмах, и тети в бриллиантах, и напуганные подростки с мамами. Молодежь приходит целыми компаниями и в ожидании своей очереди перекуривает, хохочет и травит байки. Завидная выдержка! У меня-то поджилки трясутся от страха: а вдруг? Чем черт не шутит? В целях поддержания собственного духа я прибиваюсь к самой общительной стайке юношей и девушек. Через две сигареты мы уже вовсю общаемся. Обсуждаем, конечно, насущное.

“Все мои мужики — люди здоровые”

Оказывается, анализ крови выявляет не сам ВИЧ, а антитела к нему. Их человеческий организм начинает вырабатывать, когда в нем поселяется вирус. В достаточном для обнаружения количестве антитела образуются через 1—3 месяца после заражения, поэтому анализ имеет смысл сдавать не ранее чем через три месяца после сомнительного контакта. А для полной уверенности — через полгода. Об этом мне рассказывают новые знакомые.

Оле 25 лет, она из Казахстана. Справка об отсутствии инфекций, в том числе и ВИЧ, необходима ей для регистрации в Москве и трудоустройства. Ольга совершенно спокойна. Она уверена, что СПИД — удел проституток, наркоманов и прочего асоциального элемента. “Презиками я не пользуюсь, — заявляет она. — А зачем? Все мои мужики — люди нормальные, ничем не болеют”. “А ты что, справки у них просила?” — любопытствую я. “Да нет, но это же и так понятно, они же не бомжи какие-нибудь…”

22-летняя Аня пришла на анализ, потому что недавно узнала, что вирус можно подцепить и при анальном сексе. “Я всегда пользовалась резинками, — рассказывает она, — а тут не подумала, решила, что если таким образом, то не страшно. Теперь боюсь: а вдруг? Тем более парень был случайный, на дискотеке познакомились. И, если что, я даже не знаю, где его искать”.

Антон (ему 24) признается, что как-то на студенческом дне рождения ради интереса попробовал понюхать кокаин, который принес кто-то из гостей. Нюхали все по очереди из одной кучки. Это был единственный опыт Антона с наркотиками. И только спустя полгода он где-то услышал, что заразиться можно и через совместную “понюшку” с ВИЧ-инфицированным, ведь наркотик всасывается в слизистую, а из нее — в кровь…

Через два часа, явившись за результатом экспресс-диагностики, я вновь встречаю всех троих — Ольгу, Аню и Антона. На этот раз в очереди в окошко регистратуры мы стоим молча: всем боязно… Я первая: ура, результат отрицательный! Следующим раздается радостный вопль Антона, за ним — Ани. А вот Ольга молчит, и лицо ее непроницаемо. Неужели ВИЧ? Но никто не задает Оле этот вопрос. Хотя, возможно, у нее тоже все в порядке, просто она ни секунду не допускала, что может быть как-то иначе?

Конечно, в любом другом месте подобные откровения между незнакомыми людьми были бы невозможны. Совсем другое дело Склиф. Как и любая беда, очередь “на ВИЧ” сближает. И если ты стоишь в ней — значит, понимаешь: от этого не застрахован никто. Вирус не разбирается в чинах и званиях, не проверяет ученую степень и уровень зарплаты: он стреляет, не глядя и иногда попадает в цель. Поэтому лучший способ борьбы с ВИЧ — не делать вид, что его нет или нас нет для него, а смотреть на вещи реально и защищать себя. Всеми доступными способами.

Комментирует врач-иммунолог, инфекционист Полина ДОБРОВОЛЬСКАЯ:

— До сих пор часто слышишь: дескать, ВИЧ опасен лишь для наркоманов, проституток, бомжей и т.д., а нормальным людям можно не беспокоиться. На самом же деле, говоря о вероятности заражения, имеется в виду не группы риска, а рискованное поведение любого человека, к какой бы социальной среде он ни принадлежал. Это и частая смена партнеров, и не защищенный презервативом секс, и употребление (даже однократное) наркотиков. Наркоманы, несомненно, входят в группу риска по ВИЧ, но ведь не каждый, кто пробует наркотик, становится наркоманом. Поэтому речь идет не о принадлежности к данной группе, а об опасности определенной формы поведения. К счастью, на сегодняшний день мы имеем достоверную и проверенную информацию о том, как может и как не может произойти заражение ВИЧ. Вирус содержится во всех биологических жидкостях человека, но в концентрации, достаточной для заражения, он присутствует только в семенной жидкости (сперме), в вагинальном секрете, в крови и в грудном молоке кормящей матери. Это определяет три основных пути передачи ВИЧ: половой, через кровь и через грудное вскармливание — от матери к ребенку.

ВЫ РИСКУЕТЕ, ЕСЛИ:

• Не пользуетесь презервативом. Помните: при незащищенном сексе вероятность заражения женщины от мужчины примерно в три раза выше, чем наоборот, поскольку в ее организм попадает большее количество вируса, содержащегося в семенной жидкости мужчины. Площадь поверхности, через которую вирус может проникнуть внутрь, у женщины значительно больше. Кроме того, в сперме ВИЧ содержится в большей концентрации, чем в вагинальном секрете.

• Занимаетесь незащищенным анальным или оральным сексом. При этом вирус может проникнуть внутрь организма через слизистые оболочки прямой кишки или (значительно реже) полости рта. Ранки на слизистой, открытые язвочки и воспаления повышают вероятность заражения. При этом риск инфицирования ВИЧ при анальном сексе значительно выше, чем при вагинальном: в этом случае возникает множество микротрещин и разрывов тканей, что ведет к выделению крови.

• Имеете незалеченные венерические заболевания и инфекции, передающиеся половым путем: им присуще наличие язв или воспалений слизистой оболочки половых органов, которые являются отличными “воротами” для ВИЧ.

• Употребляете наркотики и используете при этом общий шприц или посуду (как внутривенно, так и на слизистую).

• Обращаетесь в сомнительные медицинские учреждения, где возможно использование нестерилизованного инструментария, а также проводите различные манипуляции, повреждающие кожный покров с выделением крови (например, нестерильные иглы для нанесения татуировок или маникюрные принадлежности).

• Являетесь донором или реципиентом при ненадлежащих санитарных условиях и низком качестве проверки переливаемой крови.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру