Перед медициной мы не бессильны

Глава Лиги защиты прав пациентов ответил на вопросы читателей “МК”

29 августа 2008 в 15:29, просмотров: 624

Говорят, что клиент всегда прав, а пациент — всегда неправ.
Еще говорят, что бесплатной медицины не бывает. Эти утверждения попытался оспорить во время общения в Интернете с читателями “МК” руководитель Лиги защиты прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ.

— С какими жалобами чаще всего обращается в вашу лигу?

— Иногда бывает от 100 до 400 обращений в день. Среди жалоб на качество медицинской помощи лидирует по-прежнему стоматология, затем акушерство и гинекология. Далее следуют хирургия, анестезиология и реаниматология. Хотя практически во всех жалобах имеются элементы ненадлежащей диагностики. Да и мотивация обращающихся отличается. Так, если в области стоматологии доминирует психология потребителя (“я заплатил деньги — дайте мне то, что я хочу”), то, например, в акушерстве это психология праведного гнева: найти правду и наказать виновных. И это понятно: беременность не болезнь, и когда через 9 месяцев родственники получают труп — борьба становится смыслом их жизни. Я надеюсь, скоро при участии Росздравнадзора мы составим рейтинг роддомов России, основанный на статистике смертности и осложнений у женщин и детей. Данные по всей России мы получили еще в марте, и рейтинг мог появиться в апреле. Москва — единственный регион, до сих пор не представивший данных.

Такой рейтинг способен изменить ситуацию в акушерстве России. Планируется, что подобные рейтинги впоследствии появятся и в других областях медицины.

— Что делать, если не забирает “скорая помощь”?

— Если вам отказывают в медпомощи, будь то “скорая помощь” или больница, рекомендую в общении с медицинским персоналом ссылаться на 125-ю статью УК “Оставление в опасности”. Требование каких-либо документов (полисов ОМС и даже паспорта) в экстренной ситуации неправомерно и может расцениваться как уголовное правонарушение. Вся экстренная медицинская помощь в РФ оказывается бесплатно.

— Что делать, если пациент считает: назначения врача причинило вред его здоровью? Как это доказать в суде?

— Для обращения с иском в суд нужны основания. А именно подтвержденный вред здоровью: выписки из истории болезни, иные медицинские документы, а также обоснованное мнение о наличии причинно-следственной связи между применением того, что прописал врач, и возникшими проблемами. Придется также доказать, что врач действовал с нарушением требований закона, приказов, стандартов и т.п. В судебном процессе скорее всего потребуется провести судмедэкспертизу. Но она не является единственным доказательством по делу.

Поэтому важно не только сформулировать вопросы перед экспертами, но, собрав другие доказательства, грамотно допросить их в суде. Нам нередко удавалось изменить позицию экспертов на прямо противоположную.

По своему опыту могу сказать, что выиграть можно всё, но если вы на 100 процентов уверены в своей правоте.

— Если вы находитесь за городом, а прописаны в Москве и заболели — какое лечение вам должны предоставить?

— Вся экстренная (скорая) медпомощь оказывается гражданам вне зависимости от места жительства и наличия документов. Если речь идет о хроническом заболевании, обратитесь в то учреждение, где вы хотите лечиться, и узнайте порядок и место выдачи полисов ОМС. Вам придется поменять свой полис ОМС на новый, действующий в новом регионе. Но ни один закон России не ставит оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в зависимость от предъявления полиса ОМС. Это дает возможность отстаивать свое право на оказание помощи только по предъявлении паспорта гражданина России.

— Имеет ли пациент право на выбор врача?

— Согласно статье 30 Основ законодательства об охране здоровья пациенты имеют право на выбор врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Чтобы поменять лечащего врача, нужно: 1) обратиться к тому врачу, у которого вы хотите лечиться, и получить его согласие; 2) написать заявление о выборе врача на имя главврача медицинской организации. Чтобы поменять ЛПУ, обратитесь в свою страховую медицинскую организацию и выясните порядок выбора медицинского учреждения. Если это учреждение имеет договор с вашей страховой компанией, проблем быть не должно. Если договора нет, вам скорее всего придется выяснить, какая страховая компания с ним работает, и обратиться в нее за оформлением нового полиса.



Партнеры