А я Вовочек люблю!

“МК” выяснил, почему Марьиванны не читают школьных анекдотов

31 августа 2008 в 19:04, просмотров: 592

“Марьиванна спрашивает на уроке у Вовочки…” — с этой “бородатой” фразы начинаются почти все анекдоты про школьную жизнь. “Ой, ну сколько можно! Почему не Лидия Анатольевна или Татьяна Владимировна? — возмущаются педагогини с “нарицательным” именем-отчеством. — Только и слышишь от домочадцев и знакомых: “Вот еще один анекдот про тебя вычитал. Послушай…”

Обидно. Тем более что в отличие от коллег из сборников с хохмами реальные Марьиванны за дверь своих подопечных не выгоняют и посреди урока за родителями стараются не посылать. А в лоботрясах и разгильдяях “Вовочках” — так и вообще души не чают.

Накануне 1 сентября корреспонденты “МК” разыскали в столичных альма-матер преподавательниц с позывными “Марьиванна”, чтобы выяснить, похожи ли они на героинь баек и анекдотов.

Не урок, а ералаш

— Марьиванна, можно я сегодня уйду с уроков пораньше? А то моего папу в больницу положили.

— А что случилось?

— У него в почках нашли песок и камни. Ну, это понятно, он же у меня строитель…

Думаете, анекдот? Отчасти. Если не считать, что этот случай реально произошел на уроке Марии Ивановны Сорокиной, учительницы начальных классов в школе №276. Знакомые даже уговаривают ее издавать собственные сборники баек и хохм. Ведь вот уже 38 лет каждый урок для нее — сплошной ералаш.

— С первоклашками веселее, ведь они такие раскрепощенные, непосредственные, — признается преподаватель. — Например, однажды малыш читает по буквам слово “крапива”: К-Р-А-П-И-В-А. Пока читал вторую половину слова, первую уже забыл. Я у него и спрашиваю: “Что в итоге получилось?” Ребенок смотрит на меня и смущенным голосом выдавливает: “ПИВО”…

Курьезы Мария Ивановна может рассказывать часами. Другие преподаватели ждут не дождутся большой перемены, чтобы подлететь к коллеге с вопросом: “Ну что еще твои учудили?”

Марьиванна уверена, что уже через несколько лет героями анекдотов станут Анжелика и Артем. Ведь в наши дни Вовочек на всю школу и десятка не наберется. Судите сами: под ее предводительством грызут гранит науки целый батальон второклашек. И ни одного Владимира среди них нет.

— Сейчас мальчиков больше называют Артемами и Ярославами, зато в 70—80-е годы в классе по три, а то и по четыре Вовочки за партами сидели, — вспоминает учительница.

Правда, даже несмотря на все курьезы и шутки, которыми овеяны ее школьные “позывные”, свое имя-отчество Сорокина обожает. Да и с педагогической точки зрения видит в нем одни плюсы. “Так малышам, да и их родителям, легче меня запомнить”, — любит повторять она.

— Другие коллеги по нескольку раз представляются, чтобы дети их имя вызубрили. А мое с первого раза даже самые отъявленные двоечники запоминают, — хвастается учительница.

Любимый анекдот про себя: Мария Ивановна спрашивает на уроке: “Почему аисты на зиму улетают на юг?”
Встает Вовочка и говорит: “Понятно почему! Африканцы тоже хотят иметь детей!”

“Двойка” для Вовочки

Учительница русского языка и литературы Мария Ивановна Рошка из школы №54 так и вообще на создателей анекдотов “про себя любимую” в обиде.

— Ну почему в этих шутках строгая Марьиванна то Вовочке “двойку” ставит, то из класса выгоняет, то за родителями посылает? — не может понять логику авторов учительница. — Я за все время работы ни одного замечания в дневник не написала. А о том, чтобы родителей “на ковер” вызывать, даже речи нет. Наоборот, они мне звонят, просят помочь справиться с их детьми. А “Вовочек” я вообще обожаю — ведь и сама в школе безумной озорницей была.

И не подумайте, что работает наша героиня только с отличниками и юными гениями: Марьиванне приходилось вести уроки и в классах коррекции. Просто за годы работы у доски она поняла педагогическую истину: детей нужно не только учить, но и любить.

— Один год я вела литературу в классе коррекции, где за партами сидели двенадцать таких вот “Вовочек”. Им не то что сочинения писать — они даже книгу со стихами никогда в руки не брали, — вспоминает Мария Рошка. — И вот однажды на 8 Марта я устроила им вечер поэзии — раздала томики со стихами и устроила чтение по ролям. Они теперь до сих пор ко мне приходят, благодарят за то, что у них хоть какие-то воспоминания о школьной жизни остались.

К смешкам, которые проносятся по партам, когда она знакомится с новым классом, Мария Ивановна уже привыкла. “Дети есть дети, что с ними сделаешь?..” — оправдывает преподаватель своих подопечных.

— Конечно, мои ученики знают анекдоты про Марьиванну и Вовочку и даже могут мне на переменке их рассказать, — признается учительница. — Однажды, например, подошел ко мне мальчик и говорит: “Марьиванна, а вы знаете, что анекдоты про вас и Вовочку больше не будут сочинять”. “Почему?” — удивилась я. “Так ведь Владимир Владимирович президентом стал…”

Правда, с тезкой из анекдотов ученики свою Марьиванну не идентифицируют. Хоть она и не скрывает, что любимые оценки для нее — это “единицы” и “пятерки”. Других не существует.

— Если она поставит “двойку”, значит, ты действительно эту оценку заслужил! — хором признаются ребята. — У нас почти у всех учителей есть прозвища, а ее мы называем мамой. Даже открытку ей подписали: “Нашей маме на 8 Марта!”

Любимый анекдот про себя:

На уроке истории Марьиванна спрашивает Вовочку: “Кто взял Измаил?”
Вовочка: “Я не брал, это, наверное, Иванов!”
Возмущенная учительница идет к завучу.
Завуч: “Ну что же вы, это же дети, поиграют и отдадут”.
Еще более возмущенная учительница идет к директору.
Директор: “Какой класс? 5 “Б”?.. Нет, эти не отдадут”.

Почему героями анекдотов стали именно Вовочка с Марьиванной?

— Здесь все зависит от того, насколько часто имя встречается в природе, — уверена сотрудница Государственного республиканского центра русского фольклора Варвара Добровольская. — Например, еще в XVIII—XIX веке Иван и Мария были самыми распространенными именами, а Мария Ивановна так и вообще жила в каждом доме. Со временем это сочетание имени-отчества превратилось в стереотип русской женщины и перекочевало во всевозможные шутки и сказки. То же самое применимо и к Вовочке. После революции Владимирами в честь Ленина начали называть каждого второго ребенка. А структура анекдота такова, что подразумевает использование в качестве героя наиболее распространенного имени. Кроме того, нужно еще учесть, что самыми излюбленными анекдотами в народе испокон веков были политические, где под разгильдяем и двоечником Вовочкой всегда подразумевался правитель. Не случайно же, когда президентом стал Владимир Путин, количество анекдотов про Вовочку возросло в разы…



    Партнеры