Готовь деньги летом

Втирать очки Путину проще, чем бороться с ростом цен

На минувшей неделе, оценивая экономические показатели жизни страны, премьер-министр Владимир Путин высказал в очередной раз опасения по поводу инфляции, которая портит в общем неплохую картину. Совершенно естественно, что главу правительства тут же постарались успокоить. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выразила уверенность, что зафиксированное в последние месяцы снижение темпов роста цен будет происходить и в ближайшие месяцы. По словам госпожи министра, Минэкономразвития планирует загнать инфляцию в нынешнем году в коридор от 10,5% до 11,8%. Хотелось бы надеяться, что прогнозы чиновников хотя бы по этому показателю начнут наконец сбываться.

* * *


“У России никогда не было
и нет плана действий.
Поэтому весь мир страшится
наших импровизаций”.

Но оснований для подобного оптимизма очень мало. Впереди еще целых четыре месяца, а по состоянию на 18 августа рост цен с начала года составил уже 9,5%. То есть согласно прогнозу чиновников из Минэкономразвития запас прочности составляет на весь оставшийся период от 1% до 2,3%. Или же от 0,25% до 0,6% на каждый месяц. Не забудем, что август только что закончился — данные Росстата оперативно посчитаны на период лишь чуть более половины месяца.

Вспомним неприятно удививший чиновников незапланированным ростом цен прошлый год. В 2007-м накопленная инфляция по итогам 7 месяцев составила всего-то 6,6% против нынешних 9,3%. А закончили год мы с 11,9%. По продовольственным товарам вообще отдельная песня: рост цен на продукты в прошлом году едва-едва не добрался до планки в 16%.

— А продукты везде дорожают, — тут же возразят мне оппоненты. Согласен, везде. Вот только разными темпами.

Оставим в стороне всякого рода страшилки-сенсации, которыми кормят доверчивого обывателя, типа “в таком-то месяце в странах Евросоюза рост цен составил 3,6%”. Обычно авторы-исполнители подобных пассажей “забывают” дополнить их маленьким, но скромным уточнением: “в годовом исчислении”. Что означает, что именно за месяц пресловутая инфляция в старушке Европе в среднем не превысила 0,3%.

В США, кстати, несмотря на панические крики о том, что все пропало, население пока тоже особо не парится. Этих бы американцев, да в наши условия, в которых живет большая часть населения России, тогда бы они поняли, что такое борьба за жизнь. Росстат не даст соврать. Совсем недавно он опубликовал очередную сводку с европейских и российских ценовых фронтов. Из которой как-то даже непонятно, у кого, собственно, кризис, у них или в нашей “тихой гавани”, то бишь на нашем “островке стабильности”.

Индексы потребительских цен (в %)
 

 Страна

 июль 2008 к предыдущему месяцу

 июль 2008  к декабрю 2007

 Россия       

 100,5

 109,3

 Австрия

 99,7 

 101,7

 Германия   

 100,7

 102,1

 Франция  

 99,7 

 102,1

 Великобритания   

 100,0 

 102,6

 В среднем   по странам Евросоюза

  99,9  

 102,4

 США

 100,8

 103,5

         
Кстати, по продовольственной линейке картинка вырисовывается еще более “веселая”.

 Индексы цен на продукты питания

 Страна 

 июль 2008 к предыдущему месяцу

 июль 2008 к декабрю 2007

 Россия 

  99,9

 112,7

 Австрия

 100,3

 101,4

 Германия

 100,3

 102,7

 Франция

 100,0 

 104,3

 Великобритания 

 100,8

  107,1

 В среднемпо странам Евросоюза

 100,0

 103,6

            
Из стран Евросоюза с нами могут посоревноваться только новички-прибалты. В Латвии инфляция с начала года составила 9,6%, в Литве 7,3%. Эстонцы и тут умудрились отстать от соседей, всего 6,4%, но это, наверное, один из редких случаев, когда за такое отставание стоит и поблагодарить свое правительство. Если бы не “новички”, то в Европе показатели были бы еще ниже.

При этом не стоит забывать, что в том же прошлом году с августа по декабрь рост цен в России составил 5,3%. Но, по уверениям чиновников, в нынешнем такого не произойдет. Неужели что-то так кардинально изменилось в нашей экономике, чтобы события развивались по иному сценарию. Ведь правительству предстоит, по сути, не просто замедлить рост цен, а переломить тенденцию. К концу нынешнего июня инфляция по отношению к июню 2007-го уже набрала более 15%.

* * *

“Настоящие оптимисты даже
на кладбище видят
исключительно плюсы”

В общем и целом никаких изменений отыскать не удалось. Ну да, на том же заседании правительства журналистам, а значит, и стране сообщили, что показатель роста ВВП за 7 месяцев 2008-го составил 7,9%. Госпожа Набиуллина отметила, что этот рост формировался в основном тремя благоприятными показателями: ростом инвестиций, ростом потребительского спроса и благоприятной конъюнктурой. Ну, с ростом спроса все понятно. Когда все вокруг дорожает, тут поневоле будешь больше тратить. Еще проще надо расшифровывать благозвучное словосочетание про конъюнктуру — нефть вздорожала настолько, что бабла в страну прилетело опять немеряно.

Впрочем, кое-что действительно изменилось. Тот же Росстат опубликовал структуру нашего экспорта в первом полугодии 2008-го. Так, по сравнению с внешней торговлей Российской Федерации в таком же прошлогоднем периоде она как-то не особо радует. Особенно если учесть, что мы все более усиленно слезаем с сырьевой газо-нефтяной иглы и усиленно переводим экономику на инновационные рельсы.

Красивая картинка получается, не правда ли? Мы и раньше не баловали мир высокотехнологичной продукцией, за исключением ВПК, естественно. Но в этом году даже те виды сырьевых товаров, которые требуют хотя бы какого-то минимального производственно-промышленного процесса (не секрет ведь, что львиная доля экспортного химпрома — это удобрения, а в графе “металлы и изделия из них” долю изделий надо рассматривать чуть ли не под микроскопом), уступают место сырой нефти и природному газу. Налетай, подорожало! Гони! Качай! После нас хоть потоп.

Экспорт РФ в первом полугодии (в %)

 Товары

Доля   в общем экспорте  в 2008     

  Доля в общем экспорте  в 2007

 Топливно-энергетические

 69,6   

 63,4

 В том числе     нефть сырая

 36,4   

 33,9

 Газ природный   

 15,0 

 13,2

 Металлы   и изделия из них

 12,2   

 15,2

 Машины и оборудование

 4,6   

 5,3

 Продукция химпрома

 6,0   

  6,2

 Древесина и ЦБ изделия

 2,6   

 3,9

 Продовольствие и с/х сырье

 1,3   

 2,0

Как-то мало верится, что сокращение доли экспорта высокого передела и более интенсивное закачивание в трубу способны остановить инфляцию. Правда, насчет интенсификации использования трубы я погорячился. Если считать наше производство в количестве произведенных товаров, а не в выросших ценовых объемах, то тут вообще радоваться нечему. Даже добыча тех же полезных ископаемых у нас далеко не в порядке: по ряду позиций идет замедление темпов роста, а по некоторым вообще началось падение. Что уж тут говорить о промпроизводстве. Впрочем, и это еще не все неприятные сюрпризы.

Не будем углубляться в дебри экономической теории. Товары в рознице обычно дорожают после того, как этот процесс происходит в оптовом торговом секторе. Ну а оптовая торговля поднимает свои цены после того, как предприятия производители пересматривают шкалу своих отпускных прайс-листов.

Исходя из этого постулата логично предположить, что наступающая осень готовит нам еще немало неприятных ценовых сюрпризов. И обратимся опять к данным Росстата.

Как бесстрастно сообщает нам Росстат, за июль цены производителей промышленной продукции выросли в среднем на 5,4% против 4,9% в июне и 3,9% в мае. Как видно из этих сухих строк статистики, процесс идет по нарастающей. Если же разложить удорожание продукции производителей по секторам экономики, то от радужного настроения чиновников не должно остаться не только следа, но и просто намека на него.

Что и как подорожало в июле (промпроизводство в % по отношению к предыдущему месяцу)
 

 Кокс 32,4
 Природный газ    17,3
 Сырая нефть    13
 Стальной прокат    9,6
 Мазут топочный    17,3
 Нефтебитум строительный    9,5
 Бензин автомобильный, топливо дизельное, масла смазочные 6,3—6,6

   
Это у производителей. К потребителям июльское подорожание приходит только сейчас и будет приходить еще в течение всей осени.

Особо тревожит ситуация с топливом. И речь даже не об авиакеросине, которым нашим самолетам выгоднее заправляться где угодно по всему миру, только не на родине, стране, занявшей первое место по добыче нефти.

По последним данным официальной статистики, за неделю с 12 по 18 августа бензин и дизтопливо даже подешевели.

Соответственно на 0,3% и 0,4%. Не спешите радоваться. Это по сравнению с предыдущей неделей. А если посмотреть динамику потребительских цен на большем промежутке времени, то картина совсем другая. С начала 2008-го средняя розничная цена бензина выросла на 20,6%, а автомобильной солярки — на 30,5%. Причем в этом году в ряде регионов дизельное топливо стало стоить уже дороже Аи-95. Хотите знать, в каких? В тех, которые традиционно принято называть российской житницей. Сам недавно видел, возвращаясь из отпуска, ценники на АЗС в Краснодарском крае: Аи-92 — 24,40, дизтопливо — 24,60. Излишне, наверное, говорить, что дизтопливо вздорожало как раз перед самым разгаром уборки. И что стоимость этой солярки, заливаемой в баки комбайнов и грузовиков, будут отзываться в цене каждой булки и буханки на протяжении всего следующего года.

Казалось бы, уж здесь правительство могло бы принять хоть какие-то меры. Создать госзапас топлива по фиксированной цене, выделить упреждающие субсидии на топливо селу на уборку или беспроцентные кредиты на закупку ГСМ на этот период. Нет, в лучшем случае оно через полгода, а то и месяцев через девять решит оказать помощь аграриям постфактум. Что, впрочем, уже не поможет ни аграриям, ни горожанам-покупателям.

Если сравнить индексы цен отечественных производителей в первом нынешнем полугодии с прошлогодними результатами, то всякие там Бены Бернанке, прорицающие апокалипсис американской экономике, сразу же воспрянут духом. Потому что такой рост цен от производителей Америке даже в самом кошмарном сне не приснится: за год (с июля 2008 по отношению к июлю 2007-го) добыча топливно-энергетических ископаемых вздорожала на 55,2%, производство продуктов питания — на 27%, машин и оборудования — на 19,1%. Стоит ли говорить, что прошлогодние показатели роста цен производителей за тот же период были гораздо скромнее. А значит, осенью нас ждет новый всплеск цен, обусловленный производственным сектором.

Спрашивается, с чего бы нашей инфляции тогда замедляться? Разве только от сочувствия российским министрам, к тяжкой их доле?

А чем она столь уж тяжкая? Что они реально сделали? Где план борьбы? Где реальные действия? Только формирование рабочих групп и комиссий, возглавляемых министром финансов. И шаманские заклинания финансовых властей о “монетарной политике”.

* * *

Встречаются два новых русских:
— Как дела?
— Ничего, только дохода с товара мало:
покупаю батарейки по рублю, продаю за три,
на эти два процента разницы и живу.

Как ясно из следующей главы,
этот анекдот середины 90-х
и сейчас живее всех живых.

Между тем данные Росстата предоставляют достаточно обширный материал для размышлений. О реальном соотношении цен и затрат производителей и торговли, например. Но у нас все популярнее становятся дебаты о воздействии на инфляцию посредством монетарной политики. Правда, тема эта скользкая, там на двух экспертов три мнения, типа “с одной стороны… с другой стороны…”.

Например, если сравнить цены производителей и в рознице. Так, отпускная цена мяса крупного рогатого скота в прошлом году у производителя составила 41 рубль 76 копеек за кг. (У Росстата цены даны в тоннах, но так проще сравнивать.) А средняя потребительская цена килограмма говядины (кроме бескостного мяса) в том же 2007-м была равна 139 рублям 49 копейкам. Свинью сдавали по 49 рублей за кг живого веса, а продавали свинину по 149 рублей.

Славная отечественная курица уходила с птицефабрик по 43 рубля за кг, а к покупателю поступала уже по 88 рублей 20 копеек. Нетрудно посчитать, что если производитель за тысячу куриных яиц получал по 1974 рубля (1 рубль 97 копеек за штуку), а мы в магазинах покупали эти яйца по 34 рубля 89 копеек за десяток (практически 3 рубля 90 копеек за штуку), то на долю того, кто яйцо бережно довез и разместил на прилавке, досталось с каждой единицы продукции несушки 1 рубль 93 копейки. В такой ситуации сам по себе напрашивается ответ на извечный философский вопрос: что первично, курица или яйцо. Прилавок!

Картофель: 6,34 рубля закупочная цена, 14,30 — розничная. Капуста — соотношение цен еще круче: 6,92 и 16,32.
8,4 рубля за литр молока получали производители в прошлом году. 25 рублей 39 копеек в среднем выложили за литр российские покупатели. В этом году летом, как следовало из выступлений аграриев на разных митингах, закупочная цена на молоко снизилась до 6, а то и до 4 рублей. Что, впрочем, лишь стимулировало цены в рознице. Как, например, чуть не от собственного крика задыхался на митинге в Москве на Триумфальной площади один из специалистов пищепрома: “Закупочная цена на молоко — 5 рублей, все расходы завода изготовителя, включая оплату электроэнергии, фасовку, производственный процесс — еще максимум 5—6 рублей. Почему оно стоит в магазинах по 40?”

Ответа на это вопрос, по крайней мере от чиновников, ни он, ни читатели “МК” не получили ни тогда, ни сейчас.

Наша экономика перекошена настолько, что Пизанская башня по сравнению с ней — эталон равновесия и сбалансированности. Целые отрасли производства показывают рентабельность меньше не то чтобы процентов по кредитам, а и официальной инфляции. А это значит, что даже если в стране есть необходимые кредитные ресурсы, этим отраслям ничего не светит.

Может, потому, что торговля и посреднические конторы до сих живут в соответствии на те самые пресловутые “два процента”?

Но нет, никто не хочет устанавливать ни уровень предельной рентабельности, после которого торговать дороже будет себе в убыток, ни даже разбираться: кто, где и почему наживается на беднейших россиянах. Кстати, стоимость минимального набора продуктов питания, по данным того же Росстата, с начала года и по конец июля подросла на 19,2%.

На беднейших, потому что инфляция всегда бьет по бедным больше, чем по богатым. Если в прошлом году средняя по стране составила 11,9%, то для людей, получающих доходы ниже среднего, она превысила и все 20%.

И это только по официальным данным, в которые в стране никто уже не верит. А как верить, если у математики и жизни логики разные.

Например, никто не хочет разобраться, какова же истинная средняя цена той же колбасы. На первый взгляд, если есть на прилавке колбаса по 150 и по 200, то средняя стоимость колбасы будет 175 рублей. Но это только в математике. На самом деле если колбасы по 150 есть (производится) 10 кг, а по 200 — 100 кг, то средняя стоимость килограмма колбасы будет совсем иная — 195 рублей и 45 копеек. А колбасы-то хочется. И волей-неволей народ покупает более дорогую, отказывая себе в чем-нибудь другом.

Зачем? Наша власть начинает действительно реагировать на больные для населения вопросы только в преддверии выборов. А это политическое действо недавно закончилось. И в парламентском, и в президентском вариантах.

Так что можно жить спокойно. И на самом деле инфляция в 13,5%, а то и в 14,5% по итогам года никого из власть предержащих не страшит. А в том, что она будет именно такой, сомневаться не приходится. Не забудьте, у нас впереди еще четвертый квартал. А при российской неравномерности неисполнения бюджета это грозит вбрасыванием огромного количества денег, которые дополнят маховик роста цен дополнительно. А потом разгонит тот же маховик и на следующий.

Индексы цен и тарифов (в %)

 

 

 Июль 2008

к июлю 2007   

 Июль 2008

к декабрю 2007 

  Июль     2007

к декабрю 2006

 Индекс потребительских цен

 114,7  

 109,3  

 106,6

 Индекс цен  производителей промтоваров

 133,7 

 123,2

 115,4

           
       
         -

      

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру