Олимпийцам ЕГЭ не грозит

Школьникам-вундеркиндам поступить в вуз станет намного проще

31 августа 2008 в 17:31, просмотров: 543

Минобрнауки и вузовское сообщество договорились: с 2009 года каждый десятый первокурсник будет зачислен не по результатам ЕГЭ, а через победу в вузовских олимпиадах для школьников. Право организовывать их получают 106 крупнейших вузов страны.

С нового учебного года “олимпиада становится полновесным механизмом отбора школьников для получения высшего образования в стране”, — сообщил председатель Российского совета школьных олимпиад, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. При этом “олимпийское” движение будет столь мощным, что с его помощью отныне в обход ЕГЭ ежегодно будет поступать каждый десятый абитуриент — по оценке Минобрнауки, порядка 10%, а по мнению Садовничего, все 10—15% общего набора. Таким образом, “по сути дела речь идет об альтернативе ЕГЭ”, — подчеркнул ректор МГУ.

Эту альтернативу обеспечат сразу 106 вузовских олимпиад, отобранных экспертами олимпиадного совета из более чем 230 заявок, поданных крупнейшими вузами страны. Все их победители и призеры получают существенные льготы при поступлении — от зачисления без экзаменов до освобождения от сдачи профильных предметов в зависимости от показанных результатов и уровня олимпиады (до сих пор привилегии при поступлении давала только Всероссийская олимпиада школьников).

Список привилегированных предметных олимпиад возглавляют МГУ им. Ломоносова (“Покори Воробьевы горы” и “Ломоносов”), МГИМО, МГТУ им. Баумана, Госуниверситет — Высшая школа экономики (ГУ—ВШЭ), Юридическая академия, другие ведущие вузы. Все они разбиты на три уровня в зависимости от количества участников. Высший 1-й объединяет 27 предметных олимпиад, включая “Шаг в будущее” МГТУ им. Баумана, “Ломоносов” и “Покори Воробьевы горы” МГУ по математике или “Инновационные технологии и материаловедение” МИСиС. Здесь должно быть как минимум три тысячи участников из не менее чем 30 регионов.

В вузовских олимпиадах 2-го уровня (их набралось 8, включая “Ломоносов” МГУ по физике или по литературе) должны участвовать не менее 1,5 тыс. школьников из 15 регионов.

К 3-й категории (81 предметная олимпиада) отнесены те, где участвуют не менее 300 школьников из трех регионов. Впрочем, дают понять в Минобрнауки, количественные показатели могут снизиться. По многим направлениям, признал глава ведомства Андрей Фурсенко, “у нас просто не наберется 30 регионов с высоким уровнем фундаментальных исследований”.

Все олимпиады одного уровня равноценны, а значит, взаимозаменяемы. Таким образом, победитель олимпиады одного вуза имеет полное право поступить в любой другой той же “весовой категории” — скажем, победителю предметной олимпиады “Шаг в будущее” МГТУ по математике открыта дорога на мехмат МГУ, а победителю “Ломоносова” по тому же предмету — в МГТУ.

А вот засчитывать ли “олимпийские” результаты более высокой категории в вузах с более низкой, пока не решено. По логике, лучшие результаты надо бы признавать, считают в “олимпийском” совете. Но тогда возникает опасность, что победители первых двух категорий полностью забьют третью, оставив ее собственных победителей без мест. Как быть с этим, непонятно — особенно по предметам гуманитарного цикла, где эта опасность более чем реальна.

Впрочем, легализация вузовских олимпиад чревата для гуманитариев более серьезной угрозой. Победителей-“олимпийцев” по этим предметам может оказаться так много, что они заполнят все бюджетные места в лучших вузах, фактически закрыв набор для всех остальных. Тревожные звонки уже есть: не далее как в 2008 году победители одной лишь Всероссийской олимпиады полностью забили специальность “обществознание” в МГИМО и несколько новых небольших факультетов МГУ социально-гуманитарного цикла. Легализация же новых, вузовских олимпиад снизит шанс на поступление прочих абитуриентов-гуманитариев еще сильнее. Таким образом, “для некоторых вузов и специальностей есть вопросы”, признал Садовничий.

СПРАВКА "МК"

В 5-м, заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2007/2008 учебного года приняли участие 4548 учеников 7—11-х классов. Победителями и призерами, а значит, обладателями привилегий при поступлении в вузы стали 1382 школьника (в 2006/2007 учебном году — 1230, а в 2004/2005 — 816 победителей и призеров пятого этапа).

Вообще, гуманитариев, о перепроизводстве которых говорят уже много лет, похоже, ждут нелегкие времена. Ставка на предметные олимпиады их участи не облегчит, дал понять министр образования и науки Андрей Фурсенко: регулировать поток штурмующих, скажем, те же юриспруденцию с обществознанием, будут ужесточением требований к олимпиадам по этим дисциплинам и созданием вузовских консорциумов — например, единой олимпиады по юриспруденции юракадемии, юрфака МГУ, МГИМО и ГУ—ВШЭ. В итоге олимпиад по гуманитарным предметам будет меньше, а значит, борьба за победу в них станет особенно ожесточенной. Технарей же, заверил “МК” Фурсенко, все эти ужасы не коснутся: сплошь и рядом технические вузы “не знают, не как отобрать, а как найти студентов, заинтересованных в учебе и способных учиться. И эта тенденция, вызванная демографическим провалом, продлится еще не менее 5 лет”, — считает он.

Примечателен еще один момент. В Минобрнауки не опасаются, что расширение набора олимпиадников вызовет всплеск коррупции. Олимпийские испытания, по словам Фурсенко, “носят не только творческий, но и многоуровневый характер. А в этом случае проще как следует подготовиться, чем добиваться хорошего результата другим путем”. Главное же средство от коррупции министр видит в “максимальной прозрачности и открытости процедуры”, а также в личностях членов “олимпийского” совета — “самодостаточных и уважаемых людях”, которым коррупционные предложения и делать-то неловко. Образовательное сообщество с министром в целом согласно. Но основную миссию олимпиад для школьников трактует по-своему: “Это не только источник возрождения российской интеллигенции.

Олимпиада — хорошее противоядие против ЕГЭ”, — убежден один из самых уважаемых российских педагогов Леонид Мильграм.



Партнеры