Кремль примеряет наряды

В Москву прибывает выставка “Два века британской моды”

1 сентября 2008 в 18:13, просмотров: 345

Вся история изысканных костюмов английского двора — в одной экспозиции музеев Кремля. В преддверии открытия выставки “МК” побеседовал с лондонским куратором Клэр Браун. Сотрудница крупнейшей в мире сокровищницы декоративно-прикладного искусства — Музея Виктории и Альберта — рассказала о самых интересных вещицах.

— Самый старинный экспонат выставки — женские туфли с паттенами, — поясняет Клэр Браун. — Это примерно 1700 год. До появления тротуаров и дорожного покрытия требовалась прочная обувь, чтобы ходить по грязным городским улицам. Именно для таких улиц эти туфли. Но, судя по их прекрасной сохранности, в них, вероятно, преодолевали лишь короткое расстояние от кареты до входной двери или гуляли в заботливо ухоженном частном саду.

К слову, паттены на деревянной или кожаной подошве надевали поверх туфель. Своеобразная одежка для обуви. Ведь большинство женских туфель XVIII века имеют матерчатый верх. Такая обувь предназначалась только для помещений. Модные туфли обычно носили с серебряными пряжками, которыми скрепляли два ремешка на подъеме. Характерными чертами были также очень узкий, загнутый вверх носок и изогнутый каблук. До XIX века туфли не изготавливались специально для левой и для правой ноги, и подошвы данных туфель и паттенов имеют совершенно одинаковую форму.

— Хорошо. Это о старинном. А какой предмет самый “молодой” в экспозиции?

— О, это прекрасное вечернее пальто, — оживляется Клэр, — 1895—1900 годы. У пальто модный стоячий воротник и пышные рукава сочетаются с артистичным узором. Вышитый вручную узор — в виде побегов душистого кервеля. В 1880-х годах Уильям Моррис и другие английские художники выступали против господства в британском искусстве и дизайне машинного производства. Они хотели сохранить традиционные рисунки, ручной труд в производстве тканей, мебели, керамики и в архитектуре. Так появился стиль “искусства и ремесел”. Популярным мотивом стали полевые цветы, напоминавшие о простоте и очаровании английской сельской жизни. Это пальто — именно из такой вымирающей серии ручного искусства.

ХVIII—ХIХ век в Англии — время появления первых кутюрье, дизайнеров, как бы мы сегодня сказали.

— Вот жакет для верховой езды, — рассказывает Клэр. — На нем есть ярлык самой ранней из известных фирм — “Джон Редферн и сыновья”. Начав свой фамильный бизнес как портные женской одежды, они стали впоследствии первыми британскими кутюрье и конкурентами Чарлза Фредерика Ворта в Париже. Им покровительствовала принцесса Уэльская, будущая королева Александра! Именно эта фирма в 1880-х годах одевала половину королевских домов Европы. Кстати, семейство Редферн одевало и российских императриц.

— Были ли сложности при перевозе этой хрупкой выставки?

— Проблем при транспортировке не возникло. Экспонаты были привезены в специальных ящиках, уже смонтированные на манекены.



Партнеры