Хороший учитель за хорошие деньги

Детские души в школе имеют реальную стоимость

2 сентября 2008 в 16:53, просмотров: 289

Последние несколько лет наше образование существует в штатном режиме разновекторных преобразований. Но если от предыдущих школьных реформ бросало то в жар, то в холод, настолько они были непоследовательны, поспешны и непродуманны, то сегодняшние преобразования достаточно адекватны реалиям школьной жизни. Можно с чем-то соглашаться, с чем-то нет, но в последовательности и хорошей осторожности разработчикам реформ не откажешь.

В образовательных реформах можно выделить на современном этапе три направления-блока: качество образования, материально-техническая база детских учреждений и заработная плата педагогов.

Одним из инструментов повышения качества образования должен был стать Единый государственный экзамен.

До недавнего времени я был категорическим противником ЕГЭ. Но, анализируя результаты, встречаясь с учителями, с директорами школ, районными и городскими руководителями, несколько изменил свое мнение. С одной стороны, ЕГЭ нужен, по крайней мере в таких дисциплинах, как математика, физика, информатика. С другой — единый экзамен почти беспристрастно и объективно фиксирует уровень современного образования. В этом году около 24% выпускников страны получили “2” по математике.

Можно сколько угодно говорить, что ЕГЭ непривычен, но факты упрямая вещь. Фактически результаты экзаменов высветили среднестатистический профессиональный уровень наших учителей. Можно и нужно гордиться медалистами, но не они определяют “школьную погоду”. Если вдуматься, 25% выпускников не усвоили программу по математике. Другими словами, ЕГЭ с холодностью автомата обнажил корневую проблему школы — педагогические кадры. Об этой проблеме чуть позже.

Если вынести за скобки проблему строительства новых школ, то задача укрепления материально-технической базы школ решается более чем успешно. Во многом эта успешность была определена реализацией национального проекта “Образование”. Школы насыщаются учебной техникой, учителя получают гранты. Так, в рамках реализации проекта “Образование” и региональной комплексной модернизации образования расходы составили 623,8 млн. рублей (в 2006-м — 497, 2 млн.). Увеличиваются расходы на ремонт и реконструкцию школьных зданий. В 2007 году на эти цели было израсходовано 422 млн. рублей. В Королёве, например, во всех школах от одной до пяти интерактивных досок. А есть школы, где в каждом кабинете имеются такие доски.

И все-таки развитие и укрепление материально-технической базы весьма опосредованно влияют на качество образования. Не секрет, что современная учебная техника не везде и не всегда используется с максимальным эффектом. К ней нужно приложить умелые руки и светлую голову. Вновь возвращаемся к главному — к педагогическим кадрам. Средний возраст учителя в школе — пятьдесят лет, а мужчин в школе днем с огнем не сыщешь. Хотя учительская зарплата растет стабильно. Средняя зарплата учителя составляет по области 20 тысяч. А в том же Королёве и Одинцовском районе — уже 23. И в ближайшей перспективе зарплата будет только увеличиваться. Как мне сказала знакомая начальница одного из управлений образования: “Школы техникой нашпигованы. Сегодня началась борьба за хорошего учителя”. Вот, пожалуй, ключевые слова нового этапа преобразований — “хороший учитель”.

Обкатка принципов нормативно-подушевого финансирования идет в стране уже несколько лет. С 1 сентября по такому принципу будут финансироваться и все школы Московской области. Нормативно-подушевое финансирование уже получило четкое определение: “деньги в школу идут за учеником”. Другими словами, дети и родители голосуют за школу рублем.

Важно подчеркнуть, что в нормативную стоимость ученика заложена только заработная плата сотрудников школы. Еще на каждого ученика полагается 578 рублей в год, которые идут на приобретение технических средств обучения, канцелярские товары. Достаточно прозрачная схема, которая дает четкое представление о бюджете школы.

Естественно, нормальный директор, заинтересованный в сохранении и приглашении квалифицированных кадров, должен предложить им достойную зарплату. А так как он (директор) сам формирует штатное расписание школы, то теоретически должен начаться процесс оптимизации штатного расписания, то есть обязательно произойдет сокращение сотрудников школы. Оно прежде всего коснется административного персонала. К примеру, вместо трех завучей два. Но скорее всего не избежать сокращения и учителям, которое будет связано с уменьшением количества классов. Редкий директор позволит себе роскошь иметь наполняемость классов меньше 25 человек. Это минимальная цифра, при которой возможно деление на подгруппы на уроках иностранного языка, информатики, физкультуры. Думаю, не надо объяснять, насколько болезнен процесс даже законного увольнения учителей. Неизбежно также и закрытие образовательных учреждений. Если в здании школы, рассчитанном на 500 человек, учится 100, то такую школу неизбежно закроют, а здание передадут успешному образовательному учреждению, в которое очередь из желающих детей и их родителей.

 Это “школьное банкротство” не коснется напрямую сельских школ. Как сказала министр образования Московской области Лидия Антонова: “…Мы должны найти такие варианты, такие технологии, которые бы позволили сохранить, во-первых, те учреждения, которые нам необходимы в сельской местности, где, может быть, небольшие учебные заведения, но отвечают всем современным уровням образования”.

Но при новых принципах финансирования в большинстве школ учительская заработная плата будет начисляться по прежней схеме, которая складывается из трех частей: базовая (квалификация, нагрузка), компенсирующая (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом) и стимулирующая (доплата за качество преподавания). Но, видимо, эта схема недостаточно эффективна для стимулирования педагогического труда, поэтому с 1 апреля 2008 года в пятнадцати муниципальных образованиях запущен пилотный проект, который, по словам Лидии Антоновой, “более четко связывает заработную плату с результативностью, а также с количеством учащихся в классах”. Эту методику начисления еще называют “тюменской”, так как именно там была впервые апробированы новые принципы формирования зарплаты.

Затраты на одного ученика в год по Московской области:
 

  Общеобразовательные школы    Гимназии и лицеи
 1—4 классы 28 730 рублей    32 508 рублей
 5—9 классы 31 640 рублей     49 124 рублей
 10—11 классы 45 131рублей     52 013 рублей 

        
     
   



    Партнеры