Образование второй свежести

Андрей Фурсенко: “Малокомплектные школы обходятся казне дорого”

3 сентября 2008 в 16:54, просмотров: 573

Вузов будет меньше, а учителя станут получать больше — таков общий лейтмотив выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на правительственном часе в Госдуме. Депутатов интересовало абсолютно все: финансирование отечественных учебных заведений, закрытие малокомплектных школ и ужесточение требований к вузам… Фурсенко постарался удовлетворить интересы всех.

Зарплата учителей. С 1 сентября базовые оклады российских педагогов выросли на 20%, а с 1 декабря фонд заработной платы учителей увеличится еще на 30%. Но это не значит, что денег прибавят абсолютно всем. “Более 40 регионов уже перешли на новую систему оплаты труда, — сказал министр. — Там учительские зарплаты выросли в 1,5—2 раза”.

 Однако при этом стали учитывать не только количество, но и качество труда. Раньше учителям было выгодно загружать школьников по полной программе — чем больше учебных часов, тем выше зарплата. Теперь в расчет берут не только учебную нагрузку, но и внеклассную воспитательную работу. Поэтому заработок педагогов в одной школе может различаться в разы.

Ужесточение требований к вузам. “Не бывает вузов второго сорта, как не бывает осетрины второй свежести”, — привел цитату из классика министр образования.

Так он ответил на вопрос, что будет с российскими университетами и академиями.

— Владимир Путин спросил меня, — вспоминал Фурсенко, — сколько наших университетов отвечает мировому уровню. Я честно ответил: не больше 50. Плюс еще 150—200 институтов, в которых дается образование надлежащего качества. Однако это не значит, что перед нами стоит задача непременно закрыть 1000 вузов, мы лишь ужесточаем требования к качеству обучения.

Не секрет, что некоторые частные вузы откровенно торгуют дипломами и предоставляют за деньги отсрочку от армии. Да и государственные альма-матер не всегда на высоте — конкурс на ряд технических специальностей в них составляет менее 1 человека на место! Берут практически всех, даже тех, кто набрал на ЕГЭ 20—25 баллов (то есть получил “двойку”).

Что делать с такими, с позволения сказать, храмами науки? Выход один — объединять их с более сильными учебными заведениями или понижать в статусе до техникума или колледжа, чтобы диплом отражал реальные знания.

Закрытие малокомплектных школ.

— В России 6,5 тысячи малокомплектных начальных школ (80% из имеющихся), из 35 тысяч полных средних учебных заведений в 15 тыс. занимается меньше чем по 200 человек, — привел цифры министр.

Содержание одного ученика в такой школе обходится госказне в 500 тыс. руб. в год — в двадцать раз больше, чем в городской школе (24 тыс. руб.). Кроме того, в маленьких учебных заведениях уровень обучения, как правило, очень низкий. Нет ни современного оборудования, ни компьютеров, ни Интернета… А сами педагоги давно перешагнули пенсионный рубеж. Поэтому “малокомплектки” будут все же закрывать, но в каждом случае станут принимать решение индивидуально, пообещал министр.



Партнеры