Лето красное сгорело

Сезон-2008 провалился

5 сентября 2008 в 16:51, просмотров: 810

Нынешнее лето многие туроператоры будут долго видеть в страшных снах. Уже сейчас специалисты называют его провальным и предрекают разорение десяткам турфирм. В чем причины такого разочарования и что сулит нам зимний сезон, выяснил “Турклуб”.

Специалисты подсчитали, что число россиян, которые провели это лето за границей, выросло на 20%. Однако турфирмы этот факт не радует, а, наоборот, удручает. Дело в том, что из-за небывалого числа авиарейсов на массовых направлениях цены на турпакеты этим летом пришлось искусственно занижать. И это притом что стоимость авиатоплива росла каждую неделю.

— Небывалый рост цен на керосин и большая конкуренция турфирм сделали свое дело — многие турфирмы еле-еле вышли в плюс, — рассказывает президент туристической компании Владимир Воробьев. — По всем прогнозам, этот сезон должен был быть еще более удачным, чем прошлое лето. Тогда прибыли у операторов были заоблачными. В результате число чартеров выросло на 30—40%, и почти на всех массовых направлениях был избыток перевозки. Но это было бы полбеды, если бы не такой резкий скачок цен на керосин. В результате заработать смогли лишь те компании, которые не планировали больших увеличений рейсов или ставили перевозку даже меньше, чем обычно.

— Почему турфирмы продают туры себе в убыток? Просто если они не выполнят свои обязательства перед авиакомпаниями, им грозят огромные штрафы. Вот и получается, что лучше уж наполнить самолеты людьми за любые деньги, чем гонять их пустыми.

Из-за снижения цен на туры выездной поток заметно вырос. Но произошло это за счет самих турфирм, работавших себе в убыток.

— Такого демпинга, как этим летом, рынок не помнил уже давно, — подтверждает слова коллег директор оператора Игорь Куваев. — Почти на всех массовых направлениях этим летом туры продавались дешевле авиабилета. В результате продажи у туроператоров выросли, а заработок нет.

Куда летали за копейки

Греция пострадала от демпинга больше всех. Успех Эллады у туристов был предрешен — активная реклама да еще четыре новые компании, которые взялись за это направление. Из-за огромного роста авиаперевозки и скачка цен на авиатопливо турфирмам пришлось демпинговать. В результате туры на острова продавались даже ниже себестоимости, а турфирмы заманивали клиентов бесплатными визами и авиабилетами! Неделя на островах стоила 400 евро! Притом что один только билет обходился дороже.

Опытные игроки рынка заранее предвидели подобную ситуацию, поэтому число рейсов сократили. Но таких “провидцев” было немого. Всем хотелось заработать на таком соблазнительном направлении. Крупные операторы поставили перевозки, не считаясь с объемами других компаний. Чартерные программы пришлось корректировать, но самолеты все равно летали загруженными не полностью — и компании теряли на этом сотни тысяч евро в месяц.

— Рост авиаперевозки в Грецию составил 30%, а цены по сравнению с прошлым годом упали! Так что больше всего горящих туров этим летом было на Пелопоннес и на острова Корфу и Крит.

Из-за резкого снижения цен на греческом направлении операторы были вынуждены сбрасывать цены и на другие курорты: Болгарию, Испанию, Италию, Кипр, дабы привлечь туристов и на эти курорты.

Турция и Египет, по прогнозам туррынка, должны были по-прежнему давать прирост на 30—40%. С учетом этого авиаперевозка на эти привычные российским туристам маршруты летом выросла на 30%. Однако реальный поток вырос всего на 12 и 16%! В результате путевку в 5-звездочный отель в разгар сезона можно было купить всего за 600 долларов на человека, что для Турции все равно что бесплатно!
Египет также накрыло волной разбушевавшегося океана российского турбизнеса. Чартеров было много, а людей не очень. Все же лето не самое комфортное время года для отдыха в этой стране. Так что путевки сбрасывали по 400—500 долларов за неделю.

Хорватия и Черногория оказались слишком дорогими по сравнению с той же доступной Элладой, потому и турпоток сюда вырос очень незначительно. К тому же сезон здесь короткий — море слишком холодное и в сентябре ловить на курортах Адриатики уже нечего.

Однако не все направления были в минусе. Этим летом операторы по Испании, Италии, Кипру, Болгарии смогли вывести свои фирмы в плюс. А все из-за сокращения числа перевозок. При этом поток туристов заметно рос, а стоимость туров оставалась существенно низкой. Десять дней в Испании можно было провести всего за 600 евро. В Болгарии — за 500 долларов. Так что компании смогли заработать.

Те турфирмы, которые переоценили свои силы, рассчитывают взять реванш осенью. В Египте в это время начинается пляжный сезон, в Европе — бархатный. В Испании, Италии, на Кипре и в Греции он длится до ноября. Кроме того, осенью большинство туристов едут на экскурсионные маршруты, в шуб-туры или на шопинг. К тому же осень — пора выставок и бизнес-форумов. Так что отдохнуть в сентябре по цене авиабилета уже не получится.

Осенью турфирм станет меньше?

Как уберечься от разорения, специалисты знают. Но не знают, как этого добиться на практике. “Сокращая объемы, туроператор теряет долю рынка, что снижает возможность преобладать в переговорах. При большой доле рынка ты можешь диктовать условия”, — считает президент туристической компании Андрей Кузнецов.
— Туроператору приходится постоянно искать баланс между рентабельностью и долей рынка. Можно взять небольшие объемы и заработать денег. Но при этом ты освобождаешь место конкуренту, перестаешь быть влиятельным игроком и — теряешь возможность зарабатывать. Замкнутый круг.

Единственный способ остаться на плаву — учитывать тенденции и своего направления, и рынка в целом, не пытаться захватить долю рынка за счет увеличения предложения с одновременным снижением цены, планировать чартеры совместно с другими игроками на рынке.

У нас же пока ситуация такая — крупная компания выходит на новое направление, хочет забрать себе хорошую долю на нем и ставит большое количество чартеров. Не думая о том, что другие компании тоже хотят отхватить кусок пирога — и делают то же самое. В итоге идет борьба за выживание — победит тот, кто сильнее, точнее, у кого больше активов и денег. Но разве это цивилизованные методы?

Пока операторы подсчитывают убытки и надеются, что сентябрь все же выведет их в плюс.
— В августе ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Остается надежда на сентябрь. Если и он окажется провальным, многие фирмы разорятся, — считает директор туркомпании Эдуард Кузнецов. — Ведь для того чтобы оплатить чартеры и номера в отелях, многие брали кредиты, которые надо отдавать. Плюс другие расходы. Так что неизвестно, сколько туроператоров выживет к зиме и удастся ли избежать грандиозных скандалов. Если фирма разорится, у нее будет три пути. Первый, оптимистический, — она переквалифицируется в агенты. Второй — цивилизованно обанкротится. Третий, самый худший, — исчезнет, как печально известный “Детур”. А 80—90% рынка поделят 10—15 компаний, которые имеют серьезные финансовые резервы, совершенствуют технологии, давний опыт работы и хорошее чутье на вкусы потребителей.

Что будет зимой


Пока одни подсчитывают и плачут, другие уже строят планы и делают прогнозы на зимний сезон.
— У нас уже начались продажи на зимние направления и, по нашим подсчетам, спрос на них вырастет на 20%, — рассказывает директор по развитию новых направлений Игорь Козлов. — Надеемся, летней ситуации зимой не будет, так как все же на лыжных курортах число номеров и отелей очень ограничено, избыточной перевозки скорее всего не будет. Кроме того, регулировать чартеры на визовых направлениях всегда проще, ведь на оформление визы нужно несколько дней.

А вот на традиционный Египет путевки скорее всего будут гореть. Уже сейчас заявленная авиаперевозка превышает прошлогоднюю на 30%. Но с учетом подорожания туров ожидания компаний могут не оправдаться — и туристов будет меньше.

Увеличится число рейсов на Кубу. Эта страна вызывает все больший интерес у россиян. Но так как перелет туда изначально недешевый, скорее всего и поток не будет массовым, хотя скидки весьма вероятны.

Вырастет количество рейсов в Таиланд и ОАЭ — сразу несколько крупных операторов ставят свои рейсы на эти направления, полюбившиеся нашим туристам. Возможно, туры на эти направления будут гореть.
По словам Владимира Воробьева, ожидаемый прирост на Таиланд этой зимой — 15%. При этом цены на билет в Сиам уже сейчас выросли в два раза. А зимой тур в Таиланд обойдется от 2200 долларов на человека, опять же, при благоприятном прогнозе.

Также ожидается увеличение перевозки у Сингапура, Иордании, Индонезии, Израиля (в связи с отменой виз) и Мальдив. Правда, туры сюда вряд ли будут гореть. Эти направления массовыми не назовешь.

ЗАВТРАК ТУРИСТА

ТУРИСТОВ ОТПРАВЯТ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Ассоциация полярников России совместно с Ассоциацие Туроператоров РФ с 2009 года начнет отправлять туристов в дрейфующий палаточный лагерь “Барнео” на Северном полюсе. Об этом на презентации нового направления сообщил вице-президент АТОР Андрей ИГНАТЬЕВ.

— Раньше “Барнео” посещали исключительно иностранцы, и те дикарями. Мы же хотим сделать этот поток организованным и дать нашим соотечественникам возможность увидеть уникальные ландшафты полюса. Туры планируются через Шпицберген (4 часа лета). Оттуда — 2,5 часа самолетом до “Барнео”.

На станции есть все необходимое для жизни: две кают-компании, кухня, ресторан, 8—12 жилых палаток на 8—12 мест, туалеты, баня.

— Туристам на Северном полюсе предложат: катание на собаках, лыжи, прыжки с парашютом в тандеме, фотоохоту на белых медведей и даже кругосветное путешествие — воткнул флаг в полюс, обошел вокруг, вот тебе и кругосветка, — продолжает Игнатьев.

Такое путешествие уникально, его можно сравнить только с полетом в космос, только гораздо дешевле. Конечно, это путешествие экстремальное, поэтому долгим оно быть не может. А все туристы будут застрахованы и получат необходимую подготовку перед посещением самой северной точки планеты.
Трехдневные туры будут стоить 8000—10 000 евро, что в четыре раза дешевле путешествия на Южный полюс Земли и в 10 раз дешевле восхождения на Эверест.

— Сегодня спрос на экзотические туры довольно большой, так что, думаю, желающих будет много. За месяц мы планируем привезти на полюс до 2000 туристов.

Единственный минус оригинального направления — короткий сезон. Дело в том, что станция “Барнео” действует всего месяц — с 1 апреля, когда начинается полярный день, до 1 мая — начала таяния льдов.



    Партнеры