Джордж оттянул конец Freddie

У американцев кишка тонка следовать своим же экономическим рецептам

Судьба крупнейших американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, на долю которых приходится половина ипотечного рынка США, наконец-таки решилась. Администрация Буша объявила об их “временной национализации”. И рынки потянулись вверх.

Еще недавно ситуация вокруг американских ипотечных гигантов будоражила мировые фондовые рынки и заставляла нервничать ведущих воротил планеты. Еще бы, эти две компании, владеющие активами или гарантирующие обязательства на общую сумму порядка 6 трлн. долларов, находились буквально в предынфарктном состоянии. Аналитики предрекали их банкротство, которое по принципу домино могло обвалить экономику всей планеты.

Что для России означает введение государственного управления и национализация крупнейших игроков американского ипотечного рынка? Безусловный позитив. Тем самым Соединенные Штаты Америки гарантируют долговые обязательства этих компаний перед третьими лицами. В нашем случае это означает, что американское государство гарантирует Банку России выплаты по облигациям этих агентств, приобретенных ранее нашими финансистами. Хотя американские облигации данных агентств и до того считались бумагами очень высокой степени надежности в отличие от акций Fannie Mae и Freddie Mac, которые успели разочаровать инвесторов. Российские 50 млрд. долларов, находящиеся в облигациях агентств, получили фактически статус обязательств федерального казначейства США, при этом доходность по этим долговым бумагам осталась все же выше, чем по казначейским.

Объясняя свое решение по крупнейшему в истории спасению от банкротства коммерческих компаний, министр финансов США Генри Полсон, в частности, заявил: “Fannie Mae и Freddie Mac настолько велики и так сильно связаны со всеми элементами нашей финансовый системы, что крах любого из них вызовет огромные проблемы на финансовом рынке в нашей стране и по всему миру. Именно поэтому сегодня мы предприняли этот шаг”.

И российский, и азиатский, и европейские фондовые рынки уже отреагировали на этот шаг Вашингтона бурным ростом. Индексы деловой активности выросли в Азии в ходе торговой сессии на 3—4%. Похожими темпами позитив проявился в начале биржевых торгов и у нас, и на западноевропейских площадках. Хотя, казалось бы, держателям акций этих компаний радоваться особо нечему. Вмешательство государства поставило точку в дискуссиях о том, как обстоят дела в американской экономике. Ответ однозначен: отвратительно. И похоже, что через некоторое время игроки станут оценивать происшедшее более сдержанно. Но сейчас система мировых финансов уже настолько устала от негатива глобального кризиса, что любое событие, могущее внести какую-то стабильность, воспринимается на ура.

Стабильности облигациям прибавило и заявление американского Минфина о предоставлении финансовой помощи агентствам-банкротам в размере $100 млрд. каждому. Американская администрация совершенно ясно дала понять, что если потребуется дополнительная помощь, то дело за новыми кредитными линиями не станет.
Не будем ставить под сомнение общее позитивное значение этого шага американской администрации для сохранности российских денег. Однако напомним, что 10 лет назад великие американские эксперты (в том числе и из МВФ, где американцы традиционно выступают даже не первой скрипкой, а дирижером) в ситуации с дефолтом в России давали нам прямо противоположные по отношению к нынешним собственным действиям рекомендации. Никого не надо поддерживать, говорили они российским властям, никому не надо давать никаких гарантий. Пусть выживет сильнейший, слабый умрет на благо остальной экономики, и эта жертва не будет напрасной.

В нынешней ситуации американские власти почему-то забыли свои же собственные либеральные ценности. Ясно, что в преддверии финишной прямой президентской гонки в США банкротство столпов американской экономики могло свести шансы республиканца к нулю.

Похоже, что 10 лет назад, рекомендуя нам плыть по течению рынка, над Россией просто поставили очередной экономический эксперимент. Как над лабораторной мышью. И хотя в целом эксперимент удался, ставить его повторно на себе американцы не хотят. То ли понимают, что благополучное население Штатов не способно пережить то, что вынесли на своих плечах обычные россияне. То ли не хотят открывать свой рынок экспансии зарубежного капитала: ведь именно после дефолта в Россию косяками и стадами двинули иностранцы скупать враз подешевевшие активы. Своя рубашка, да на плечах у соседа — неприятно как-то, согласитесь. Тут уж не до незримой руки рынка, которая не то что рубашку, но и последние штаны может снять.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру