Подделано в России

Как узнать фальшивый товар на прилавке?

12 сентября 2008 в 14:08, просмотров: 765

40% товаров на продовольственном рынке столицы — фальсификат или контрабанда. Таковы официальные данные Роспотребнадзора. Для потребителя опаснее именно подделки — в лучшем случае уступающие оригиналу во вкусовых качествах, в худшем — представляющие опасность для здоровья. Как вычислить самые популярные псевдотовары (а это в основном напитки), узнал “МК”.

Способов придать дешевому вид дорогого множество, и они совершенствуются. Давно прошли времена, когда, например, под чай или кофе маскировали дорожную пыль, умастив ее душистыми маслами. От ингредиентов, которые нынче “в моде”, потребитель, впрочем, тоже не придет в восторг.

…Продавщица одного из московских продовольственных рынков легко призналась корреспонденту “МК”: на ее прилавке (да и у соседок) есть фальсификат. А почему бы и нет: в законодательстве обязательство торговцев не принимать для реализации некондиционный товар не закреплено.

Гадание на кофейной гуще

Самый ходовой фальсификат, по наблюдениям опытной продавщицы Ольги, — растворимый кофе. “Явно поддельный товар… — Ольга показывает мне жестянку с порошком, который гордо именуется “кофе”. — Настоящая продукция под этой маркой продается только в стеклянных банках. И это еще не все признаки: здесь нет штрих-кода, да и страна-производитель не та, что на оригинальных упаковках (их мы тоже раньше продавали). А если приглядеться, то видно, что краски на упаковке нечеткие, размытые. Сдавишь — жесть легко проминается под пальцами”.

Лжекофе (как и другие подделки) легче всего встретить именно на рынке, но и магазины этим не гнушаются. Во всяком случае, в ближайшем супермаркете корреспондент “МК” нашел точно такой же товар.

А что внутри? В жестянке обнаружился не по-кофейному пахнущий порошок с белыми крупинками. Вкусовые качества напитка решено было не проверять — и к счастью. Как объяснили “МК” в частной организации, специализирующейся на исследовании качества продукции, белые крапинки — это кофеин в чистом виде. Производитель, не мудрствуя лукаво, смешал его с шелухой и прочими отходами от переработки кофейных зерен. Дешево и сердито. Однако небезопасно: в свободном состоянии и в произвольной дозировке кофеин может оказать слишком сильное действие на организм.

Псевдокофе кроме вышеназванных ингредиентов также может содержать цикорий, корни одуванчика, молотые желуди, рис, горох, фасоль и даже репу. Используется и кофейная гуща. Что бы ни намешали махинаторы, “адская смесь” может вызвать аллергию и даже пищевое отравление.

ПРИМЕТЫ ПОДДЕЛКИ:

• Бумажная этикетка, наклеенная на жестяную банку, или же дешевая пластиковая банка, чаще прозрачная. Уважающие себя фирмы используют или стеклянные банки, или вакуумную упаковку. А если банка жестяная, маркировка наносится прямо на материал. Жесть при этом не должна легко проминаться под пальцами.

• Шрифт нечеткий, краски размыты.

• Отсутствует подробная информация о товаре и производителе, штрих-код. Порядочная фирма указывает на банке не только свое название, но также адрес, телефон и факс.

• Не свойственная данной марке упаковка: постоянные покупатели без труда смогут вычислить разницу.

• Слишком низкая цена для кофе этой марки.

Чайное становится явным


С чаем махинаторы обычно изощряются меньше. Самый популярный способ — заменить этикетки низкосортного чая на поддельные фирменные. Здоровью такой напиток не повредит, но пить бурду, купленную по цене хорошего чая, мало кому понравится. Чаще всего подделывают вопреки распространенному мнению не пакетированный, а фасованный листовой чай.

ПРИМЕТЫ ПОДДЕЛКИ:

• Как и в случае с другими подделками, “паленый” чай нередко выдает подозрительная цена и некачественная упаковка. Экономят, в частности, на бумаге для коробок. “Левый” продукт выдают непропечатанные мелкие детали (особенно хорошо разница заметна на серебряных или позолоченных фрагментах рисунка) и отсутствие глянца (за сомнительные заказы обычно берутся типографии, которые не в состоянии обеспечить высокое качество полиграфии).

• Настораживать должна и некачественная бумага, из которой изготовлены пакетики. Если после заварки чая она становится желтой, причем с разводами, то перед вами низкокачественная и дешевая бумага. И чай, по всей видимости, соответствующий. Чем лучше бумага пакетика, тем лучше она пропускает воду и экстракт чая, и тем “чище” бывает пакетик. А еще у поддельного пакетированного чая часто обрываются ниточки.

• Отсутствует информация о месте, где выращен чай (цейлонский, индийский, грузинский), не указан срок сбора и упаковки, а также срок годности чая (максимум два года). Ищите и полные координаты поставщика (“одинокий” абонентный ящик устроить не должен).

• Низкосортный чай также выдают кусочки стеблей, “чайные опилки” или светлоокрашенные чаинки.

Минералка из-под крана

Потребление воды в бутылках достигло 40 литров в год на человека, однако не все знают, что от 50 до 80% минеральной воды в Москве — грубая подделка. По данным Союза производителей бутилированных вод России, мошенников привлекает высокая рентабельность бизнеса: литр водопроводной воды стоит копейки, а цена бутылки с минералкой — 15 руб. и выше. Иногда вода пропускается через сифон, чтобы быть проданной как газированная.

ПРИМЕТЫ ПОДДЕЛКИ:

• Достаточно низкая цена (15—20 рублей за поллитра).

• Неполная информация на этикетке. Должна быть указана дата розлива, адрес изготовителя, товарный знак, номер скважины и название источника, срок годности и рекомендации по хранению, обозначения стандарта, требованиям которого соответствует вода, показания по применению, информация о минерализации.

• Низкое качество полиграфии.

• Отсутствие маркировки на крышке и фирменного тиснения на пластике.

Обман под градусом

Рынок алкогольных подделок исследован гораздо лучше: еще бы, по стране прокатилась волна отравлений. Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя приводит удручающие данные: в первом полугодии 2008 года лишь 44% отечественного коньяка было произведено из коньячных спиртов. Все остальное — это смесь обычного этилового спирта и химических добавок, но никак не коньяк. На винном рынке ситуация лучше, но ненамного — только 69% настоящего вина. Дефицит сырья коснулся и “беленькой”: 12% легальной (!) водки и ликероводочных изделий сделаны из неучтенного этилового спирта. Что касается подпольной водки, то основной компонент для ее изготовления — технический спирт. Самым опасным считается метиловый, используемый как растворитель. Для смертельного исхода выпившему достаточно всего 50 граммов такого спирта, а вычислить его может только специалист.

ПРИМЕТЫ ПОДДЕЛКИ:

• Естественно, низкая цена. Например, акцизная марка в столичном регионе стоит около 35 рублей. Если к ним прибавить цену хорошего спирта, бутылки и пробки, выходит, что цена качественной водки не может быть меньше 100 рублей.

• Мутный или с желтоватым оттенком цвет водки — признак технического спирта.

• Пробка на бутылке прокручивается, ее маркировка не соответствует надписям на этикетке.

• Если этикетку потереть, рука пачкается. Если ее отклеить, можно заметить неровные мазки клея.

• Акцизная марка без водяных знаков, ее цвет под разными углами зрения не меняется.

• Осадок на дне водочных бутылок означает, что некачественный спирт смешали с водопроводной водой.

• Сертификата нет, либо он отпечатан на ксероксе, выписан не на ту партию товара.

Кстати, вскоре поддельный алкоголь в Москве можно будет распознать с помощью SMS-сообщения. На бутылке будет указан спецкод, который желающий сможет послать в виде SМS на номер учетной системы. В ответ получит данные о бутылке с алкоголем.

* * *

Штраф, который может быть наложен на производителя за такие шалости, всего-то несколько тысяч рублей. Логично, что для выхода из сложившейся ситуации предлагается повышение штрафов. По словам заместителя руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Анатолия Кочеткова, необходимо также увеличить выпуск товаров по ГОСТам и восстановить институт товароведов. А еще назрело законодательно заставить торговцев сигнализировать в органы по надзору о производителях “левого” товара. Как бы только все эти меры не привели к традиционному результату — росту объема взяток…

Среди промышленных товаров подделки тоже хорошо прижились: в одном из ближайших материалов в рубрике “МК-Тест” мы расскажем, как вычислять лжеодежду, косметику и парфюмерию и прочее “творчество” махинаторов.



Партнеры