Обитель добра

Покои Елизаветы Федоровны восстанавливали с помощью компьютера

12 колоколов, выстроившись по росту, расположились у подножия Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Уже в понедельник в 15 часов они зазвонят с соборной звонницы, символизируя новую жизнь отреставрированной обители. А в феврале 2009-го богоугодное заведение, появившееся в центре Москвы по воле великой княгини Елизаветы Федоровны, отметит свой 100-летний юбилей…

“Еще два года назад мы и предположить не могли, что свершится такое чудо и обитель будет восстановлена практически в первоначальном виде”, — говорит Наталья Анатольевна Молибога, начальница Марфо-Мариинской обители. “Уголок милосердия” появился на Ордынке в 1909 году, основательницей его была супруга великого князя Сергея Александровича Романова Елизавета Федоровна. Как известно, московский генерал-губернатор Сергей Александрович был убит в 1905 году террористом Каляевым. Его супруга — дармштадтская принцесса, внучка королевы Виктории — после гибели мужа пожертвовала все свое состояние на благотворительность. Под ее руководством была основана обитель, которая обеспечивала горожан бесплатным лечением и кормлением: при ней были созданы больница, аптека, столовая для бедных, воскресная школа. В годы расцвета — с 1914-го по 1917 год — в обители состояло более 150 сестер. А после революции начался упадок. Елизавета Федоровна приняла мученическую смерть в 1918 году в шахте “Новая Селимская” близ Алапаевска. Обитель просуществовала до 1926 года, после чего была закрыта: ее здания ушли под городские нужды. В центральном храме до 2006 года располагались реставрационные мастерские Центра имени Грабаря…

В 1992 году комплекс строений Марфо-Мариинской обители был возвращен Московской патриархии. Тогда потихонечку и началось ее возрождение. В основном усилия реставраторов были сосредоточены на главном соборе обители — Покровском. Остальные же строения ждали лучших времен. Летом 2006 года был создан попечительский совет, который возглавил патриарх Алексий II. После этого и закрутилась программа восстановления исторического облика Марфо-Мариинского комплекса с благословения патриарха.

“Всю прошлую зиму мы с сестрами провели в вагончике, — рассказывает настоятельница обители Наталья Анатольевна Молибога. — Зато теперь здесь такая красота”. За полтора года с начала восстановительных работ отреставрировали Покровский храм, храм Марфы и Марии при лазарете, общежитие сестер, воскресную школу, часовню, покои великой княгини Елизаветы Федоровны…

Покои Елизаветы Федоровны — особая гордость обители. Над их восстановлением трудились кропотливо, задействовав не только исторические архивы, но и чудеса современной техники. Для начала “хирургически” укрепили балки старого здания. В этом корпусе сохранилась уникальная лепнина времен Елизаветы Федоровны, поэтому балки “сканировали”, прогнившие бревна удаляли по одному, заменяя их на новые. Укрепив перекрытия, взялись за восстановление исторического облика покоев. “Состояние корпуса было удручающим, — рассказывает “МК” Кирилл Кутырин, руководитель реставрационных работ. — Но мы по максимуму старались добиться исторического соответствия. Декор мы восстановили практически в первозданном виде. Для того чтобы определить цвет, в который были выкрашены стены и лепнина, мы делали соскобы и отдавали в лабораторию, которая определяла первоначальный колор”. Реставраторы выкупили газеты тех лет, по фотографиям из которых и воспроизводили обстановку комнат. Помогал компьютер — некоторые неясные детали увеличивали до нужных размеров, чтобы как следует разглядеть. Так, например, разглядели, что люстра в приемном зале Елизаветы Федоровны была украшена стеклярусом. С люстрами, кстати, получилась очень интересная история…

Как раз в это же время в Санкт-Петербурге был обнаружен каталог 1913 года санкт-петербургского завода, поставлявшего люстры императорскому двору. В этом каталоге нашли и светильники, которые значились как изготовленные по заказу Елизаветы Федоровны для Марфо-Мариинской обители. Дело оставалось за малым — воспроизвести на заводе аналогичные. Теперь они украшают комнаты двухэтажного домика Елизаветы Федоровны, который отныне станет музеем. В этом музее будут экспозиции, посвященные не только жизни княгини-настоятельницы, но и сестрам обители, и духовнику отцу Митрофану Сребрянскому.

В соседнем корпусе, где в советские годы располагалась поликлиника, тоже пришлось немало потрудиться для восстановления изначального облика. Помогали не только газеты, но и книги, и мемуары, в которых были воспоминания сестер обители и ее посетителей… Часовенку неподалеку от “Голгофы” (так называется живописный холмик на территории обители) вычислили благодаря живописному этюду Паши Кориной из воскресного приюта, существовавшего когда-то при обители. Когда во время восстановления обнаружили в углу сада какое-то строение, провонявшее красками, то решили, что это сарай. А потом обнаружили живописный набросок, на котором четко видно, что это прежде была часовня. По этюду ее и восстановили…

В реставрации обители принимали участие несколько организаций. Председатель попечительского совета фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин рассказал “МК”, почему они решили принять участие в восстановлении: “Многие называют наше время временем гламура. Молодое поколение заботится в основном о собственном достатке, положении в обществе. Целями в жизни часто становятся хорошая машина, модная одежда. Что такое забота о ближнем, им неведомо. Мы хотим показать, что бывают и другие жизненные ориентиры. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, которая имела все — достаток, уважение, общение с великими мира сего, отказалась от роскоши, потратила свое состояние на строительство Марфо-Мариинской обители милосердия. В простой одежде она ходила по Хитровке и помогала обездоленным детям, приводила их в приют при обители, воспитывала, заботилась о них”.

Между прочим, первым делом в обители восстановили здание приюта для сирот. Сегодня в нем проживают 12 девочек — мал мала меньше. В приют детишки попадают по-разному. Но все они — “социальные сироты”, как говорит мать-настоятельница. То есть “при живых родителях”. Здесь у них есть все: уютные комнатки, огромная библиотека с настоящими почти дубовыми столами и стеллажами, учебные классы, даже зал для занятий хореографией. Буквально накануне торжественного открытия обновленной Марфо-Мариинской обители девочки вернулись из деревни, где проводили лето. Привезли с собой двух большеголовых кроликов какой-то редкой породы. “Что ж, придется делать для них удобные вольеры”, — говорит настоятельница Наталья Анатольевна. “А можно тогда еще хомячков завести?” — спрашивают девочки. В общем, жизнь в обители обустраивается…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру