Отряд российских змеенавтов

Как летают рожденные ползать

14 сентября 2008 в 16:54, просмотров: 975

Если вы до сих пор считаете, что воздушные змеи — забава для малолетних детей, то смеем заверить: вы ошибаетесь. Ибо профессиональные змеенавты (именно так они себя величают) точно знают, что у “детской шалости” солидное историческое прошлое: уже в имперской России воздушные змеи системы Ульянина были на вооружении армии. На связке из 7—13 змеев в воздух поднимались до 4 наблюдателей! Нынешние московские последователи “змеелетного дела” в воздух людей не поднимают, зато активно сражаются на соревнованиях и устраивают воздушные бои. Что такое воздушный змей в столице и с чем его едят, выяснил корреспондент “МК”.

Это сегодня запускать воздушных змеев на праздниках стало модно, но руководитель коллектива змеенавтов клуба “Крылатское” Александр Ефимов помнит еще те времена, когда хвостатых запускали лишь отдельные энтузиасты. Уже тогда, на заре своего страстного увлечения — в далеком 1987 году — ему удалось поднять змея на высоту 3 км!

— Это был русский плоский змей высотой метр, с небольшим и длинным хвостом, — рассказывает о личном рекорде г-н Ефимов. — Случайно попалась в руки катушка с длинной леской. Змей очень хорошо шел вверх, и я решил поднимать его все выше и выше. Уже на 200—300 метрах он скрылся из виду, было заметно лишь перекрестье из палочек. Около двух часов ушло на подъем, а затем до позднего вечера мы его спускали на землю.

Причем одному Александру Владимировичу спустить летуна было не под силу, змей слишком сильно тянул в небо. Поэтому его помощники с разбегу тащили леску назад, а он наматывал ее на катушку. И удивляться здесь нечему, потому что небольшой змей может поднять в воздух предмет весом в 4 кг. Если четыре змея соединить между собой в змейковый поезд, то в небо можно запросто поднять ту же собаку или кошку. Кстати, такую систему, разумеется, без животных, г-н Ефимов со своими воспитанниками уже презентовал на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском.

— Один из моих воспитанников смастерил змей-параплан с куполом 12 квадратных метров, так его на твердой поверхности вообще запускать нельзя, иначе он будет катать человека по асфальту, потому что у него тяга около 50 кг, — продолжает тему г-н Ефимов.

Впрочем, не все змеи, которые создают подопечные Александра Владимировича, отличаются размахом крыла и большой тягой. Есть и совсем маленькие образцы, например, змей размером с человеческий ноготь. Правда, на улице кроху не запускают, миниатюрный змей летает исключительно над вентилятором. Но радости, по словам г-на Ефимова, доставляет не меньше, чем его большие собратья.

— Чем вообще занимаются змеенавты в вашем клубе? — интересуюсь у мужчины.

— На занятиях мы учимся делать змеев своими руками, начиная с простых и заканчивая сложными. Пиком мастерства считается создание змея-параплана, — поясняет он.

Не нужно думать, что все змеи, что называется, на одно лицо — у хорошего змея, как у породистой собаки, своя родословная и особенные приметы. Например, у корейского змея отличительная черта — отверстие посередине. Кроме того, он может летать без хвоста, тогда как русский без этого атрибута в воздух не поднимется. Особенность китайского змея в том, что во время полета у него крыло изгибается навстречу потоку воздуха, а не против него. Чтобы было еще понятнее, поясняем: русские змеи во время полета выгибаются острым углом, китайские, наоборот, тупой угол направляют навстречу потоку. Сей представитель “пернатых пресмыкающихся” тоже может летать без хвоста. Далее по списку малайзийский змей, который состоит из нескольких секторов, расположенных один над другим и скрепленных одной центральной рейкой. По словам змеенавтов, наблюдать за его полетом истинное удовольствие, потому что змей в воздухе постоянно движется, и получается что-то вроде танца. Змеи отличаются друг от друга еще по форме и дизайну. Вот где самые буйные фантазии змеенавтов воплощаются в жизнь, и тогда в небо взлетают орлы, летучие мыши, бэтмены, смайлики и т.д. При этом змеи могут быть в форме квадрата, ромба, прямоугольника, трапеции, да чего угодно, лишь бы летали!

— Как-то в День св. Георгия на Поклонной горе мы запускали змея с ликом Георгия Победоносца, — приводит пример г-н Ефимов. — Художник принес нарисованную на холсте картину, мы сделали из нее змея и прикрепили пятнадцатиметровый хвост. Ветер был хороший, поэтому он поднялся очень высоко, выше, чем шпиль на Поклонной горе.

В этом как раз и заключается основная загвоздка: запускать того же “Георгия Победоносца” можно в любое время года, практически при любых погодных условиях, но без ветра змей далеко не улетит. Впрочем, поднять змея в воздух — это еще половина задачи, главное, удержать его на высоте как можно дольше.

— Есть так называемые бои, когда участники поднимают своих змеев на высоту 50 метров. Поскольку высота небольшая и удержать их в воздухе достаточно сложно, то выигрывает тот змей, который опустится на землю последним, — объясняет тонкости процесса Александр Владимирович.

Другая форма соревнования — состязания на точность. К змею прикрепляется специальное устройство, которое называется “почтальон”. На устройство вешается ленточка с грузом либо маленький планер. На земле тем временем вычерчивается круг 5—15 метров, затем по команде змей подводится к точке сброса таким образом, чтобы ленточка с грузом упала ровно в центр круга. Во втором варианте сбрасывается планер, и чем дольше он летит, тем больше шансов выиграть.

— Вот как раз на время полета планера мы как-то выиграли соревнования, которые проходили в Конотопе. Наш планер продержался в воздухе около минуты, — с гордостью добавляет г-н Ефимов.

Помимо прочего жюри оценивает дизайн змея и качество полета, куда входит угол стояния, то есть змей должен находиться вертикально над землей, а не мотаться где-то над горизонтом.

— Сколько, по вашим подсчетам, змеенавтов в столице? — спрашиваю напоследок.

— Тех, кто занимается профессионально и постоянно, несколько десятков, интересующихся сотни, если не тысячи.

Кстати, запускать профессионального змея не так безопасно, как кажется на первый взгляд. Кровавые мозоли, порезанные леской перчатки и рукава одежды — вот неизменные атрибуты змеенавтов.

СПРАВКА "МК"

Самые распространенные змеи — это так называемые змеи системы Сергея Ульянина. В 1895 году он начал работу с воздушными змеями, чтобы создать высокую наблюдательную вышку. Первые опыты были в Варшавской крепости по воздушной сигнализации. Фотограммы с воздушных змеев передавались из форта в форт и в цитадель. Затем на змее стали поднимать фотоаппарат системы Ульянина. После создания воздушных змеев, способных буксировать тяжелые предметы, Ульянин создает змейковый поезд — систему из нескольких змеев, последовательно соединенных между собой. Такая система поднимала в воздух до четырех солдат.



Партнеры