Европейская альтернатива

Прямая работа с брокерами Центральной Европы может принести до 25% годовых

О стремительном падении российского фондового рынка слышал, наверное, каждый.
С начала года индекс РТС упал на 42%. Коль скоро в России точек роста нет, можно их поискать за рубежом. Благо бирж в мире много, и среди них есть более спокойные, чем российские или американские. Например, площадки Центральной Европы.

Где нас нет

Казалось бы, что интересного можно найти на фондовых рынках таких стран, как Чехия, Польша или Венгрия? Ни гигантских всемирно известных компаний, ни особой ликвидности. Все так: и компании на этих площадках торгуются в основном местные, и ликвидность на эти рынки обычно привлекается с более старых и развитых бирж: например, на Пражскую биржу — с Франкфуртской и Венской.

С другой стороны, достоинства данных площадок являются продолжением их недостатков. Небольшие по мировым масштабам компании обслуживают местные и региональные рынки. Они оказались менее подвержены влиянию глобального кризиса, чем мировые бренды. В США, например, за 2008 год уже обанкротилось 11 крупных банков, а в Чехии, Словакии и Черногории — ни одного. В Польше и Болгарии в 2008 году зафиксировано по одному случаю банковского банкротства. В Венгрии, правда, два, что, в частности, вызвало в начале года акции протеста.

Низкий уровень ликвидности на местных рынках заставляет центральноевропейских игроков активно шевелиться. По сравнению с надутыми брокерами с Уолл-стрит, Сити или Мясницкой, чешский или польский спекулянт выглядит голодным и жилистым. В гольф он не играет, рабочий день — 16 часов (официально!). И немалая доля этого времени посвящается поискам ликвидности (инвестиций) где только можно. Например, в России, страдающей от кризиса.

Некоторые брокеры даже организуют специальные русскоязычные отделы субдилинга для инвесторов из России. Начав работу с центральноевропейским брокером, частный инвестор будет приятно удивлен. Причем не только вежливостью, но и готовностью предоставить скидку на обслуживание.

В принципе отечественный инвестор может выйти на любую европейскую и даже мировую биржу через российского брокера. Компьютерные технологии позволяют сделать это, не покидая домашнего дивана. Однако за все надо платить.

При работе с российским брокером плата тройная: комиссия отечественному брокеру, оплата услуг международных платежных систем и комиссия удаленному брокеру с зарубежной площадки. Работа напрямую с зарубежным брокером позволяет обнулить первые два платежа и примерно на 15% сократить третий.

Но более существенным является то, что зарубежный брокер знает свой рынок. Для инвестора он будет гидом: предложит и проконсультирует. Не без пользы для себя, конечно. Однако при работе через российского брокера инвестор и этого не получит. Потому что российский брокер ситуации на местном рынке знать не обязан. Лучше все-таки работать напрямую, без посредников. Хотя и здесь есть подводные камни.

О пользе бюрократии

Недостатком прямой работы с зарубежным брокером является использование схемы доверительного управления средствами (ДУ). Деньги уходят из России и приобретают статус международных инвестиций. Возникает риск: инвестор отдает деньги в другую юрисдикцию. Следует учитывать и политические риски. Конечно, Центральная Европа — место спокойное. Но и там случаются катаклизмы. Например, известие о согласии Чехии установить у себя американский радар системы ПРО “уронило” чешский биржевой индекс BCPP (PM) на 4,5%.

Не следует сбрасывать со счетов и валютный риск. Август 2008-го показал, как евро может падать по отношению к доллару. К тому же в Европе не везде евро. Чехи, например, держаться за свою крону, а австрийцы — за свой шиллинг. А ведь те и другие полностью или частично интегрированы в Евросоюз.

Снизить уровень риска в международных инвестициях может только высокий уровень бюрократических механизмов защиты инвестиций. В Европе он предельно высок. Например, чешский биржевой игрок, желающий привлечь инвестиции из-за пределов страны, получает такой “подарок”, как постоянное присутствие (!) сотрудника Чешского национального банка (Центробанка) в процессе торгов. И это не просто формальность: спекулянтов заставляют писать отчеты и давать объяснения, на основании чего они провели ту или иную сделку со средствами зарубежного ДУ. В России такого жесткого контроля, к сожалению, нет.

Частному инвестору для прямого выхода на центральноевропейские рынки тоже придется пройти бюрократическую процедуру. Она потребует примерно 200—300 евро и займет три недели. Для начала нужно связаться с европейским брокером, желающим работать с россиянами. Австрийцев, например, придется поискать, и при этом желательно знать немецкий язык. Другие более поворотливы: например, чешский брокер Capital partners a.s. просто решил открыть филиал в Москве. На переговоры с представителями брокера нужно взять два паспорта: российский и загранпаспорт. Если переговоры успешны, брокер скопирует эти документы.

Через 7—10 дней после встречи с брокером инвестору придет по почте объемистая (более 100 листов) бандероль с пакетом договоров на двух языках. Документы нужно заполнить и подписать, причем брокер по телефону или лично подскажет, как это сделать. До этого момента инвестор не несет никаких расходов.

Реальные инвестиции

Расходы начинаются дальше: часть документов нужно заверить нотариально, причем не у обычного нотариуса, а у обладателя международной лицензии. Таковых немного даже в Москве: нужно искать бюро с вывеской “международное заверение переводов”. Услуги такого нотариуса стоят примерно в два раза дороже, чем обычно.

Инвестору необходимо также открыть счет в российском банке. Лучше всего в крупном, имеющем корреспондентские счета в выбранной инвестором стране. Тогда придется меньше платить за банковский перевод. Подойдут и дочерние компании зарубежных банков. Надо только поинтересоваться наличием корсчетов в выбранной стране, чтобы деньги не “гоняли” вокруг Европы. На счет нужно положить средства в валюте, указанной в договоре с брокером. Минимальный объем средств для инвестирования в Европу разнится от 30 тыс. евро (Чехия, Болгария) до 200 тыс. евро (Австрия). Как правило, эту сумму можно вносить частями. Например, в течение года.

Получив номер счета и вписав его в договора, инвестор должен отправить подписанный и заверенный комплект документов бандеролью по почте на адрес брокера. Примерно через неделю документы окажутся у брокера и будут подписаны им и представителем контролирующего органа. Можно начинать работу. Но лучше подождать еще неделю, пока экземпляры инвестора прибудут в Россию. После этого можно давать команду банку на перечисление средств на счет ДУ. Обратный вывод средств осуществляется по желанию инвестора в течение 7 банковских дней. Доходы обкладываются подоходным налогом по российской ставке 13%. Но контроль не жесткий и уплата налога остается на совести инвестора.

Теперь о главном — о доходности. Она везде разная. Но если в России — тотальный обвал, то в Европе практически всегда можно найти не только растущие бумаги, но и индексы. Например, уже упомянутый чешский индекс BCPP (PM) за 9 месяцев 2008 года прибавил 2,7%. Немного, но почувствуйте разницу с РТС. Тем более что по отдельным бумагам рост составлял до 25% годовых.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру