Железнодорожный путь на тот свет

“МК” выяснил причины гибели пассажиров электричек

Умом не понять, до какой степени безумства могут дойти пассажиры, чтобы успеть на электричку или сэкономить несчастную двадцатку за проезд. Этим “суперменам”, прыгающим с платформы под носом у проходящего поезда или катающимся на крышах вагонов, кажется, что трагедия может произойти с кем угодно, только не с ними. Жизнь доказывает обратное.

Смертельный исход или инвалидность — третьего не дано

— Легких травм у нас не бывает, — так, одной фразой, определяет серьезность ситуации руководитель подразделения службы охраны труда и промышленной безопасности МЖД Светлана Мазур. — Если произошел наезд поезда на человека, это либо смертельный случай, либо случай с инвалидным исходом. Третьего не дано.

Еще в школе на уроках обществознания старшеклассников учат, что у любого прогресса есть минусы. Мало кто будет опровергать преимущества расширения сети скоростных маршрутов на Московской железной дороге. Безостановочные и комфортные “Спутники” выручают тысячи подмосковных жителей, спешащих на работу в столицу. Но у этого нововведения есть и оборотная сторона. С появлением экспрессов не уменьшилась статистика несчастных случаев на железной дороге. Люди по привычке рассчитывают, что вот сейчас электричка остановится, и они успеют залезть на платформу или перебежать путь.

— Я сама была свидетелем, как на станции Железнодорожная мужчина, чтобы не переходить дорогу по мосту, спрыгнул с одной платформы и пытался забраться на соседнюю. Но оказался тяжеловат для такого “маневра”. Пока он карабкался, показался скоростной поезд, который там следует без остановки. Хорошо, к этому “сорвиголове” подбежали мужички и буквально вытащили его с того света...

Любители переходить пути в неположенном месте — бич железнодорожников, хотя сейчас все станции МЖД и оснащены тоннелями, мостами или пешеходными настилами.

Из объяснительной машиниста:

“Следуя по пути перегона Люберцы-1—Перово, увидел человека, который спрыгнул с платформы на путь перед идущим поездом. Я применил экстренное торможение с одновременной подачей песка под колесные пары и сигнала большой громкости. Однако ввиду малого расстояния наезд предотвратить не удалось”.

На некоторых участках хождение по путям принимает массовый характер. Например, между платформами Серп и Молот и Москва-товарная Горьковского направления. Оно и так наряду с Ярославским числится в списке самых загруженных и опасных. Но с пуском в августе этого года “Спутника” от Москвы до Железнодорожного ситуация еще более обострилась.

Не для всех бесстрашных “ходоков” сокращение пути оборачивается экономией времени и денег. Недавно на станции Матвеевская 24-летняя девушка переходила путь в неустановленном месте. При этом разговаривала по мобильному. За этим занятием не заметила, как на нее едет скоростной состав. Сигналы большой громкости, который подавал машинист, она не услышала. В итоге девушку зацепило за рюкзак и отбросило к опоре. Случай — из разряда “легко отделалась”.

Крыша едет  от пассажиров

В действиях нарушителей железнодорожных правил нет не только здравого смысла, но и элементарной логики. Ну зачем, скажите, полезет нормальный человек на крышу вагона? И ведь лезут. Не самоубийцы какие-нибудь или умалишенные, а обычные граждане. Причем случаи не единичны.

— Мы боремся с ними всеми способами, — говорит Светлана Мазур. — Проводим постоянные рейды с ЛУВД. Уже обязали машинистов, если они увидят на крыше проходящего поезда людей, сразу сообщать начальнику ближайшей станции, чтобы их перехватили и сняли. Но за каждым не усмотришь.

Многие “верхолазы” не осознают главной опасности затеи. Они не знают, что над крышей состава проходит контактный провод напряжением 27,5 тыс. вольт. Приближаться к нему менее чем на 2 метра смертельно опасно. И вот свежий пример. В этом году 20-летний молодой человек забрался на крышу хвостового вагона — и тут же попал под напряжение. Авантюра закончилась летальным исходом.

Из объяснительной машиниста:

“На станции Кубинка были замечены посторонние люди, залезавшие на крышу хвостового вагона грузового поезда. Один из мужчин, держась за своего товарища, решил подняться и локтем задел контактный провод, вследствие чего его ударило током. Тот, кто коснулся провода, остался жив, а его товарищ погиб, получив удар током, не совместимый с жизнью”.

Следующий случай произошел на Брянском отделении МЖД, но сути проблемы это не меняет. Мальчишки поспорили на “слабо”, кто заберется на крышу цистерны. Один смельчак нашелся. Когда он оказался наверху — образовалась дуга. С серьезными травмами мальчика доставили в больницу.

Также многочисленными травмами закончился эпизод с 18-летним юнцом, который гулял по крышам вагонов на перегоне Мытищи—Лосиноостровская. Этого хотя бы электричеством не шибануло — просто упал с вагона, но больничной койки ему все-таки избежать не удалось.

Дети и подростки, оказавшиеся в зоне движения поездов, всегда требовали повышенного внимания. Но сейчас у них новая болезнь, которая называется “ничего не слышу”. И как следствие — ничего не вижу. Цветы жизни надевают наушники, включают громкость на всю катушку и пронзительных сигналов поезда не могут слышать в принципе.

— Однажды во время проведения проверки я ехала в кабине машиниста, — вспоминает Светлана Васильевна. — И вдруг мы смотрим — наш путь вот-вот пересечет подросток в наушниках. Машинист ему сигналит изо всей мочи — ноль реакции. Как шел, так и идет. У меня внутри все похолодело. Я теперь представляю, что чувствуют машинисты в такой ситуации. Можно применить экстренное торможение, но оно не поможет. Тормозной путь электропоезда — 350—500 м, а товарного состава — вообще целый километр. Хорошо парнишка поднял глаза буквально перед нашим приближением и остановился. Иначе он точно бы в живых не остался.

Невозможно проследить логику и в действиях тех пассажиров, которые подлезают под платформами. Места им, что ли, мало? Видимость — нулевая, вероятность попасть под летящий поезд — огромная. К сожалению, такие случаи не редкость.

Из объяснительной машиниста:

“Следуя с поездом в районе платформы Никольское, локомотивная бригада увидела двух мужчин, вылезающих из-под платформы перед поездом. На подаваемые сигналы мужчины не реагировали, применено экстренное торможение, но ввиду малого расстояния наезд предотвратить не удалось. Наезд совершен при скорости 99 км в час, расчетный тормозной путь 635 м, фактический — 594 м. Пострадавшие смертельно ранены”.

“Это все не про меня”, — наверняка подумает читатель. Возможно. Но ситуации, когда нужно аккуратно перешагнуть расстояние между платформой и электричкой, не может избежать ни один пассажир. Но даже это элементарное действие не все могут сделать. Причина — вечная спешка. Люди готовы передавить друг друга, чтобы залезть в электричку. Машинисты становились очевидцами, когда человек падал в проем, а пассажиры продолжали пропихиваться в вагон.

Из объяснительной машиниста:

“На станции Железнодорожная травмирован 46-летний мужчина, который провалился между платформой и вагоном. Пострадавший доставлен в ЦГБ г. Железнодорожного”.

Вандалы — пособники в убийстве людей

Вандализм — отдельная тема разговора, но он также значится в списке причин травматизма на железной дороге.

Разбитое стекло, к сожалению, привычное зрелище для наших электричек. Только мало кто знает, что порой в числе пострадавших оказывается не только окно, но и… люди.

— Мальчишки бросают камни в проходящие поезда, — констатирует г-жа Мазур. — Иногда они попадают в пассажиров. Но еще ужаснее, что иногда они метят в кабину локомотива. Недавно был случай — попали в машиниста поезда Юго-Восточной железной дороги. Что можно ждать в будущем от этих детей, мне страшно представить.

Так, недавно даже видавшие виды работники депо были шокированы, когда к ним поступил вагон с шестью выломанными скамьями — треть вагона была попросту выкорчевана. А ведь это не стекло разбить. Наверняка варвары заходили с какими-то инструментами, выносили сиденья на станции. Абсолютно бесшумно и без свидетелей это сделать нереально. Ну хоть бы одна живая душа дала машинисту знак…

Точно так же нет свидетелей, когда вандалы вырезают из заборов, которыми сейчас оградили многие станции, огромные куски. Недолго любовались пассажиры новеньким рифленым забором на станции Железнодорожная. Вскоре какие-то умники проделали в нем бреши. И ведь не лень приезжать ночью, тащить технику, заниматься резкой по металлу. Порча обычных заборов вообще превратилась в рядовое явление. Выламывают секциями.

Через эти проемы пассажиры как раз попадают в зону движения поездов, где до трагедии один шаг. В ловушку попадают и законопослушные граждане.  В итоге некоторые из них пополняют списки пострадавших.

Ежедневно ж/д  транспортом пользуются миллионы человек, москвичей и жителей области.  Они спешат, толкаются, в надежде на чудо несутся сломя голову перед мчащимся поездом. И все ради того, чтобы не опоздать на пять—десять минут. А стоят ли они вашей жизни?

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

За полгода на организационно-технические мероприятия, связанные с обеспечением безопасности граждан, МЖД затратила 179 млн. рублей при плане 112 млн. рублей. В частности, выполнен ремонт 33 пешеходных переездов и 487 п. м. ограждений. Установлено 1630 предупреждающих плакатов и знаков безопасности. Улучшено освещение на 206 объектах пассажирских “устройств”. На опасных участках пути для улучшения видимости машинистам вырублен кустарник на 2690 га. В настоящее время ведется капитальный ремонт пешеходных мостов на станциях Волоколамск, Новозыбков, Москва-3 и пешеходных тоннелей на платформе 54 км и станции Рыбное.

САМЫЕ ОПАСНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ-ЭКСПРЕССЫ ИДУТ ДО СТАНЦИЙ:

ГОРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Железнодорожная

Владимир

Орехово-Зуево

ЯРОСЛАВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Александров

Пушкино

Болшево

Ярославль

Сергиев Посад

Мытищи

КАЗАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Раменское

Рязань-1

Куровская

КИЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Калуга-1

БЕЛОРУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Лобня

Дубна

КУРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Чернь

Тула

ЛЕНИНГРАДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Бологое Моск.

ПАВЕЛЕЦКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Ожерелье

Домодедово

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру