Обещать — не значит…

Общение с предпринимателями идет журналистам на пользу…

17 сентября 2008 в 17:56, просмотров: 364

Общение с предпринимателями идет журналистам на пользу… Спадают розовые очки, и понимаешь: то, что обещано наверху, лишь эхом раздается снизу. И эхо это не всегда такое добродушное и доброжелательное, как лица на экранах, в газетах и журналах.

С момента публикации моей последней колонки прошло около месяца. К сожалению, пока похвастаться нечем. Оформление документации очень затягивается. Где-то мы не совсем так поняли чиновников, но где-то и их вина — некогда объяснять что-то надоедливому посетителю. И при этом каждая бюрократическая ошибка, каждая несданная бумажка или сданная, но не в срок, каждое неверно написанное письмо — как кость в горле. Чуть что-то где-то замялось — и процесс останавливается, появляется угроза срыва всей запланированной нами операции по открытию мультисервиса.

В столь довольно нервной обстановке, в очередях к чиновникам я познакомилась с огромным количеством директоров, предпринимателей, коммерческих директоров и главных бухгалтеров. И что же говорит народ?
Во-первых, все очень переживают по поводу кризиса. И версии тут и у самих бизнесменов, и у их сотрудников самые неожиданные. Кто-то уверенно обещает деноминацию — вроде бы уже своими глазами видели новые купюры. Кто-то клянется и божится, что из “самых-самых достоверных источников” знает о том, что в ближайшее время страну ждет жесточайший кризис.

Все слухи и домыслы так или иначе, но находят свое отражение в бизнесе. Например, в этом сезоне небольшие и средние компании здорово сократили свои траты на рекламу, а также на закупки. В особенности урезались закупки импортных товаров. Каким-то образом, несмотря на стабильно высокий курс евро на международных рынках, европейские производители легкой промышленности и продуктов питания взяли и несколько повысили цены на свои товары. Так как мелкие и оптовые компании больше крупных теряют на изменениях курсов валют, некоторые предприниматели решили подстраховаться — и существенно снизили объемы заказов. Не устояли перед слухами и мелкие производители — они тоже и рекламы дали меньше, чем в прошлом сезоне, и даже несколько урезали арендуемые на выставках площадки. А так как основная масса фабрикантов работает так или иначе на импортном сырье, то и российские товары тоже предлагаются оптовым и посредническим фирмам по более высоким ценам.

Еще наши бизнесмены жаловались на то, что некоторые фирмы, особенно японские и даже некоторые европейские, и вовсе отказываются от сотрудничества с россиянами. И никакие деньги, никакие обещания о шальных объемах на решение не продавать собственную продукцию в нашу страну не действуют. Причина дискриминации в принципе не понятна.

На этом бесконечные жалобы российского бизнеса не заканчиваются. Главная проблема на сегодняшний день — проверки. Все равно ходят и проверяют. Трясут папки, придираются к тем документам, которые их же коллеги — чиновники из другого ведомства и составляли.

Когда я говорила пострадавшим предпринимателям о том, что в Москве уже давно функционируют городская служба неотложной правовой помощи и Антирейдерский штаб, — они очень удивлялись. Оказывается, многие, несмотря на развешанные по всему городу плакаты, на публикации в СМИ, до сих пор не знают, что московское правительство, как цербер, защищает своих малых предпринимателей от чиновничьих наездов. Но парадокс ситуации вовсе не в этом. Даже узнав о такой “манне небесной”, лишь пара моих новых знаковых решилась на “звонок другу” — контакт с государственной службой, да и то пока инкогнито.

О чем все это говорит? Хотя бы о том, что наши предприниматели, несмотря ни на что, с удовольствием продолжают платить взятки и по-прежнему боятся противопоставить себя чиновнику, даже если тот ниже ростом и на деле никакой значимости из себя не представляет.

В то же время понимаешь, что чиновники “на низах” собственных шефов в больших кабинетах и удобных креслах абсолютно не боятся, а лозунги, которые идут сверху, так и оседают в больших коридорах. Нечистоплотные бюрократы уверены: тот, кто дает деньги, будет нем как рыба. Значит, можно не стесняться, залезая в карман к нему или его соседу по офису.



Партнеры