Альбиева сняли с поезда

Поход москвича Ислам-бека Альбиева за золотой олимпийской медалью Пекина напомнил сказку о Золушке

19-летний спортсмен, чьим высшим достижением до этого было звание чемпиона страны, неожиданно для многих принес России заветную порцию драгметалла, не дав при этом более именитым соперникам набрать ни единого балла.

На привычный вопрос официанта в одной из столичных кафешек новоиспеченный олимпийский чемпион ответил неожиданно: «На диете». Потом пояснил: «Я мусульманин. У нас сейчас идет месяц Рамазан, поэтому не могу есть и пить до захода солнца. В жизни случались забавные случаи, связанные с этим. Однажды юношеский чемпионат мира совпал по времени с уразой (пост у мусульман), тренеры буквально насильно впихивали в меня еду, витамины, необходимые для выступления. Пришлось в тот момент уступить. Во всем остальном стараюсь следовать религиозным канонам.

– Ислам, с закрытия пекинских Игр прошло около месяца. Эмоции улеглись?

– Они еще долго не улягутся. Первые две-три недели нас с Назиром Манкиевым (олимпийский чемпион по греко-римской борьбе в весовой категории до 55 кг. – Прим. ред.) как забирали утром, так и привозили домой лишь к ночи – приемы, фотосессии. Спали буквально на ходу. До сих пор не успел отпраздновать победу в кругу друзей, родственников. Хотя все это, конечно, приятные хлопоты и усталость.

КВАРТИРА КАДЫРОВА


– С тех пор, как пять лет назад переехали в Москву, вы жили в спортивном общежитии в комнате на четырех человек. Что теперь?

– Помимо государственной премии за победу на Олимпиаде я получил 60 тысяч евро от правительства Москвы, полмиллиона долларов и трехкомнатную квартиру в Грозном как подарок Рамзана Кадырова. Обещали жилплощадь и в столице. Очень на это надеюсь!

– С чего начиналась карьера будущего олимпийского чемпиона Пекина?

– С дзюдо. В детстве я был очень шабутным ребенком. Родителям постоянно приходилось выслушивать жалобы соседей о том, что их сын только и делает, что лазает по деревьям и крышам. Первые соревнования в своей жизни я проиграл, но уже вскоре стал победителем первенства Чеченской республики. Потом началась война, и наша семья перебралась в Ингушетию. Там секции дзюдо не оказалось, и я пошел в греко-римскую борьбу, так как «классика» и дзюдо – родственные виды спорта.

– Как оказались в Москве?

– В 2003 году на спартакиаде учащихся в Казани меня и моего друга заметил столичный тренер и предложил заниматься у него. Домой мы возвращались через Москву, долго сомневались, выходить или ехать дальше. Рискнули – и остались. Наш тогдашний наставник вернулся домой один. Родители были в шоке. Но уже скоро стало ясно, что решение я принял правильное. Москва сегодня – центр греко-римской борьбы в стране, здесь созданы прекрасные условия для роста. Уже на следующий год я выиграл «серебро» на юниорском чемпионате России. С этого момента результаты резко пошли в гору.

– Родители, наверняка, сильно переживали?

– Конечно, не без этого. Интересно, что отец никогда не поддерживал моего увлечения спортом. Я нужен был дома, чтобы помогать по хозяйству. Зато мама постоянно меня выгораживала. Часто, когда я уезжал на соревнования, она говорила отцу, что послала меня по какому-то делу. Мама смотрит все мои схватки, отлично знает правила и разбирается в тонкостях борьбы.

НОС АХИЛЛЕСА


– Не расстроились, что самую важную победу в вашей жизни родители наблюдали лишь по телевизору?

– Нет, скорее, наоборот. Однажды, когда я занимался еще дзюдо, на соревнования пришел мой дядя, который и отдал меня в спорт. Перед схваткой я заметил его у ковра, а когда проиграл, оглянулся – его уже там не оказалось. Чуть позже история повторилась и с отцом. С тех пор присутствие близких на трибунах для меня стало настоящим испытанием.

– Перед Олимпиадой вы выступали лишь на двух значимых международных турнирах – чемпионате Европы 2007 года в Софии и чемпионате мира этого года в Баку – и оба раза не очень удачно. Почему не получилось тогда?

– Свой дебютный взрослый чемпионат континента я провалил, проиграв первому же сопернику, – неправильно выстроил подготовку. На чемпионате мира в Баку уступил в третьем круге. У нас все схватки проходят в один день. Поэтому когда тренер сказал мне, что буду бороться завтра, я воспринял это как шутку. Оказалось, что ввели новые правила. Спортсмены, занявшие на чемпионате мира первые восемь мест, завоевывают олимпийские лицензии для своей страны. У нас же восьмых оказалось двое – я и сербский борец. Решили провести решающую схватку между нами на следующий день. Узнал я об этом в последний момент. Поэтому успел напиться воды, хотя во время соревнований нам это делать запрещено – руки и ноги сильно отекают. Победу буквально выстрадал.

– Дорогу в Пекин вам открыло «золото» на чемпионате страны в Новосибирске, которое тоже пришлось завоевывать потом и кровью в прямом смысле слова.

– В этом году было решено пожертвовать чемпионатом Европы, чтобы сделать мне операцию на носу: было сложно дышать, так как с детства страдал искривлением перегородки. Планировалось, что к решающему чемпионату страны я буду полностью готов. Не поверите, но за неделю перед стартом за две минуты до конца последней спарринговой тренировки я неудачно напоролся носом на соперника. Кровь хлынула ручьем, нос опух. К чемпионату опухоль спала, но, как я ни старался, все конкуренты узнали о моей травме. Во второй схватке соперник специально боднул меня в нос. Судья не заметил крови и не остановил время. Победу я одержал через жуткую боль.

– Какие впечатления оставила организация пекинской Олимпиады?

– Только положительные! Номер делил с Манкиевым. Мы с Назиром сумели опровергнуть известное суеверие о том, что двух чемпионов в одной комнате не бывает.

– Где храните самый дорогой сувенир из Китая – золотую олимпийскую медаль?

– У тренера. Он сказал: «Давай сюда, а то потеряешь». Забавно, но через несколько дней после победы я услышал от Сан Саныча Карелина, что медаль должна быть всегда при себе, я же ее почти сразу убрал в сумку. После этого держал ее только в кармане.

– Успели на Олимпиаде сходить на другие соревнования?

– Чемпионам разрешили остаться дольше положенного. Ходили болеть за нашу «дикую дивизию» – мы так про себя называем «вольников», они ведь куда ни приедут, всех соперников на своем пути сметают!

– Ислам, у вас очень необычное имя. Что оно означает?

– В переводе с арабского значит «девять гор». Смысл этого я не знаю. Но в детстве мне как-то встретился мужчина, который спросил, как меня зовут. Узнав имя, он сказал: «Вот увидишь, ты станешь очень сильным человеком». Наверное, он оказался прав.

ВИЗИТКА

Ислам-бек АЛЬБИЕВ родился 28 декабря 1988 года в Грозном. Заслуженный мастер спорта по греко-римской борьбе в весовой категории до 60 кг. Олимпийский чемпион (2008), двукратный чемпион России (2007, 2008), неоднократный победитель международного турнира Гран-при «Иван Ярыгин». Выступает за СК «Спарта». Живет в Москве.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру