Бензин опять подорожает?

Эксперты предсказывали удешевление на рубль, но вчера все изменилось

Подорожание бензина нам объясняли ростом мировых цен на нефть. Однако “черное золото” за два месяца со 147 долларов съехало ниже 100. И что-то при этом незаметно, чтобы бензин в России подешевел на треть. Разве что символически. Почему так негусто? “На нашем рынке своя арифметика”, — объясняют эксперты.

В США в условиях стихийного бедствия (ураган “Айк” вызвал подорожание топлива до пяти долларов за галлон, то есть 4,4 литра) литр стоит столько же, сколько на АЗС Москвы. С 10 по 17 сентября все виды бензина в столице подешевели незначительно — в среднем на 8 копеек за литр. Аи-98 и Аи-95 при этом почти топтались на месте, а низкооктановый бензин марки Аи-76/80 в среднем “опустился” на 0,98% по сравнению с ценами прошлой недели. Но даже и этот небольшой “презент” автолюбителям — явление временное, считают эксперты. Аналитики из компании “ОМТ-Консалт” предсказывают дефицит топлива на свободном рынке: “Если не поступят дополнительные объемы, дисбаланс спроса и предложения подтолкнет цены к росту”.

Нефтяникам сейчас не до снижения цен на бензин и не до развития переработки: они терпят убытки.

Себестоимость добычи тонны нефти сейчас составляет 2—2,5 тысячи рублей, а с налогами — уже 6 тысяч рублей.

— Налоговая система неадекватна рынку, — объяснил “МК” исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Таможенная пошлина рассчитывается исходя из цены на нефть за два месяца. Это так называемые “ножницы Кудрина”, которые сейчас в действии: налоговое давление остается на том же уровне, а доходы нефтяников падают.

В США, где бензин вслед за нефтью подешевел более чем на 10%, общие налоги в отрасли составляют 20%, тогда как в России — почти 60% от оборота. Страдающие нефтяники отыграются на бензине, считают эксперты. По словам гендиректора “ИнфоТЭК консалт” Натальи Шуляр, они будут “добирать прибыль, чтобы не работать себе в убыток при продаже сырой нефти”. “Должно быть снижение цен, но не думаю, что значительное — примерно на рубль, — считает председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. — Это связано с коммерческими интересами вертикально интегрированных компаний”. На дальнюю перспективу никто из экспертов не загадывает: “черное золото” непредсказуемо. “В нынешних кризисных условиях государство не будет ломать сложившуюся систему, — считает Сергиенко. — Нефть и газ дают 60% бюджета, возместить эти доходы нечем”.

Рост цен можно было бы оправдать инвестициями в строительство новых нефтеперерабатывающих заводов — так ведь и они не строятся. Из одной тонны сырой нефти в Америке получают почти 90% топлива, тогда как наши переработчики — лишь 40%, а по уровню загрузки НПЗ мы отстаем даже от стран Африки. И все же у производителей бензин дешевел: ЛУКОЙЛ дважды в августе понижал отпускные цены — на Аи-92, например, на 12%. Из-за сверхвысоких экспортных пошлин. Правда, на розничной торговле это практически не сказалось.

Ну а теперь стоит ждать очередного удорожания топлива. Ведь вчерашний пересмотр Минфином ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 1 октября (она будет составлять $372 за тонну нефти вместо ранее планировавшихся $485) вновь направит наши нефть и топливо преимущественно на экспорт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру