Сказка для “малышей”

Бизнес получит сразу несколько “своих” законов

21 сентября 2008 в 15:11, просмотров: 410

На прошлой неделе Госдума приняла документы, призванные снизить административное давление на малый бизнес. Правда, сделали это парламентарии не совсем по доброй воле. На это их своим указом от 14 мая сподвиг президент Дмитрий Медведев. Как будет работать нововведение, пока неясно, но борьба с произволом чиновников наконец подкрепилась долгожданной буквой закона. В частности, к уже принятому закону о замене обязательной сертификации добавились документы, регламентирующие сокращение прав милиции по проверке объектов малого и среднего бизнеса, уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, защиту бизнесменов во время госнадзора и отмену лицензирования. На бумаге все выглядит красиво: правоохранители лишатся возможности вмешиваться в работу, бумаг станет меньше… Настоящая сказка. Какой у нее будет конец, пытался разобраться корреспондент “МК”.

Поговорим об идеальном

Разговоры о том, как было плохо и как станет хорошо, ходят с момента того самого знаменитого ныне президиума Госсовета в Тобольске. Именно тогда Медведев впервые публично заявил о своем намерении крепко взяться за наведение порядка в малом бизнесе. По итогам тобольского форума тогда еще будущий президент пообещал раздать поручения. В том числе по устранению “избыточного госконтроля”. Исполнять свои обещания ДАМ начал буквально через неделю после официального вступления в должность — 14 мая вышел президентский указ “О неотложных мерах…”. Первые четыре из пакета законопроектов уже приняты в первом чтении.

Основные положения документов на первый взгляд обещают малому и среднему бизнесу и в самом деле вольготную жизнь. Так, с контрольными проверками госорганы (кроме налоговых) должны приходить на малые предприятия не чаще чем один раз в три года. Внеплановые проверки остаются лишь в случае опасности для здоровья и жизни людей, да и то они должны быть согласованы с прокурором, и необходимость такой проверки следует четко аргументировать. Предупредить о визите проверяющая инстанция обязана минимум за 72 часа, а общий почасовой регламент проверок установлен в размере 15 часов в год для микропредприятий и 70 часов для субъектов малого предпринимательства. Для справки: по данным опроса ВЦИОМ, в 2006 году предприниматели принимали у себя надзирателей от одного до трех раз, а в сфере торговли число проверок доходило до шести за полгода.

Милицейские права на визиты, от которых так страдали многие “малые” бизнесмены, тоже сократили. Законодатели насчитали 32 пункта таких внепроцессуальных прав. То есть проверить “по случаю”, к примеру, санитарные книжки милиционеры уже не смогут. В документе четко прописано, что инспекция, проведенная с нарушениями, что называется, “не считается” — наказания предприниматель не получит. Принятый закон не только помешает “кошмарить” бизнес, но еще и государственные деньги сэкономит — по статистике, в России проходит более 20 миллионов проверок в год, которые обходятся федеральному бюджету более чем в 162 миллиарда рублей. Правда, вызовет ли патриотические чувства новый документ у самих контролеров, остается только догадываться.

Организовать свое предприятие, если следовать букве закона, тоже станет значительно проще — для ряда отраслей вводится преимущественно уведомительный порядок регистрации, сокращается количество разрешительных документов. То есть теперь у государства не нужно просить разрешения на создание своего предприятия, а надо будет только поставить в известность о том, что решил заняться бизнесом. По мнению чиновников, это подтолкнет тех, кто не решался обзавестись собственным ООО или ЗАО, к выходу на рынок. Неплохо было бы еще уточнить, кого, собственно, нужно уведомлять о намерениях. А то, как выяснил “МК”, предприниматели несколько недоумевают, сколько порогов им нужно обить.

Коснулись перемены и вопросов лицензирования. Принятый Госдумой документ предлагает заменить обязательное лицензирование деятельности на обязательное страхование ответственности. Выдача лицензий — это по сути право разрешить или запретить деятельность того или иного предприятия. И превращается простая бумага в неплохой источник дохода для нечистых на руку чиновников. Настоящая схема, как правило, выглядит так: заплатил — спишь спокойно с лицензией под подушкой. Но на деле сейчас наличие лицензии не гарантирует качества продукции, и у лицензированной компании можно купить такого же кота в мешке, как и у производителей контрафакта. По мнению авторов закона, замена лицензирования страхованием не только борется со взяточничеством, но и повышает качество работы предприятия, поскольку предприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Есть только один нюанс: замена лицензий страхованием коснулась лишь двух видов деятельности — перевозок и почтовых услуг.

Также парламентарии предложили заменить обязательную сертификацию товаров на декларирование качества. Этот закон был принят в начале сентября. Как рассказал корреспонденту “МК” заместитель директора Национального института системного исследования проблем предпринимательства Сергей Мигин, вопрос действительно острый: “Обязательная сертификация создает серьезные проблемы. Получение сертификата связано с огромными затратами, как временными, так и материальными. Сегодня в России подлежит обязательной сертификации 90% товаров. Для сравнения — в Европе только 4%. Например, сейчас сертификат необходим на туалетную бумагу, салфетки. Зачем? 53 метра в рулоне или 54,5 — большой роли не играет. А дополнительные барьеры обязательная сертификация создает”. Теперь предприниматели смогут только декларировать качество своего товара, а рынок сам рассудит, считают специалисты. При этом замена сертификации декларированием не распространяется на товары, от качества которых напрямую зависит жизнь или здоровье потребителя (к примеру, детское питание или сложная бытовая техника в любом случае будут подлежать сертификации). То есть безопасность будет отслеживать государство, а вопросы качества будут решать для себя сами предприниматели.

Пока обещанное властью светлое будущее с новыми законами маячит в перспективе, малый бизнес уже отпраздновал одну из долгожданных побед — закон о приватизации арендуемых площадей. Согласно документу, одобренному на Охотном Ряду, в июле этого года, предприниматели имеют приоритетное право на выкуп арендуемых ими помещений. Закон уже окрестили “новой вехой в развитии бизнеса”. А исполнение закона в регионах, по словам специалистов, должно стать этакой лакмусовой бумажкой, демонстрирующей отношение властей на местах к малому бизнесу.

А правительству неактуально!

Законы Госдумой приняты, власть вовсю демонстрирует активную поддержку программы президента. Однако пока “малое счастье” процветает только на бумаге, а бизнесмены ждут, когда наступит светлое завтра. Которое, по мнению некоторых представителей бизнеса, может и вовсе не наступить. По словам координатора по торговле всероссийского движения “За честный рынок” Романа Жигульского, принятые законы жизнь малому бизнесу едва ли облегчат. По его мнению, все благие инициативы главы государства сегодня фактически блокируются: “Я и многие мои коллеги считаем, что все, что принято Госдумой, — это какие-то полумеры и делается все для галочки. Давайте посмотрим на эти инициативы. Взять то же лицензирование. Послабление готовы предоставить только перевозчикам и тем, кто занимается почтовыми услугами. Перевозками в Москве, например, занимаются несколько крупных компаний, к малому бизнесу не имеющих отношения. На совещании в ТПП я задал вопрос: почему в этот перечень не включили, к примеру, розничную торговлю алкоголем? На что в ответ услышал: торговля для правительства неактуальна. Это притом что абсолютное большинство предприятий малого бизнеса работает именно в этой сфере”. По официальным данным — 60%, по неофициальным — 80%. Но это так… к слову пришлось.

Пожалуй, самым долгожданным во всем пакете документов был закон о госнадзоре. Ни для кого не секрет, что именно проверки попортили немало крови предпринимателям — документы изымаются, работать невозможно, и даже если нареканий нет, а очень нужно, их найдут. Да и “облавы” можно ждать хоть через день — проходила милиция мимо, решила заглянуть… Теперь внепроцессуальные права сократили, число и время инспекционных набегов четко регламентировали. Конечно, беспредела со стороны проверяющих должно стать меньше. Но станет ли на самом деле — вот в чем вопрос. Здесь грозит сыграть злую шутку народная мудрость: “до бога высоко, до царя далеко”. В регионах, как показывает опыт, федеральный закон отнюдь не всегда является руководством к действию. И, несмотря на все громкие заявления, самым страшным зверем для малого предпринимательства по-прежнему остаются местные власти. Саботаж государственных законов на региональном уровне видят и признают все — и предприниматели, и простые обыватели, и даже сами чиновники. Но адекватного способа борьбы с этой напастью пока никто не предложил. Вроде бы все в новом ФЗ четко прописано — основанием для внеплановой проверки может служить только угроза жизни и здоровью, за санкцией надо идти к прокурору… Но человеческий фактор, он и есть человеческий фактор — если понадобится, лазейку найдут, пропишут законное основание, уверены бизнесмены. С ними согласен и эксперт Национального института системного исследования проблем предпринимательства Сергей Мигин: “Существующий процесс государственного контроля несовершенен. Просто в силу того, что очень много оставляется на усмотрение проверяющего”.

Как оказалось, рано радовались и малой приватизации — где-то предпринимателям повезло, а вот в столице победа оказалась “наполеоновской”: “Приватизация — яркий пример саботирования президентских указов, — рассказывает Роман Жигульский. — Было совещание в Мосгордуме, и там нам совершенно открыто заявили, что никакой приватизации торговых площадей в столице не будет. Они нашли способ обойти закон — создают фонды поддержки инфраструктуры малого предпринимательства, куда включают уже существующие предприятия и начинают их активно “поддерживать”.

“Умеренный оптимизм”

Впрочем, было бы неверно утверждать, что новые законы не имеют права на жизнь. Вполне себе имеют, и жить кому-то действительно станет несколько легче. Но этот процент не так велик, как хотелось бы самим бизнесменам. “Я занимаюсь розничной торговлей, у меня небольшой магазин бытовой химии. Что я смогу почувствовать на себе? Проверки сократятся? Предупреждать будут за три дня перед визитом? Прекрасно, меня вполне устраивает. Но это же пока только на бумаге. Будем надеяться, что теперь законы снова не останутся теоретическими”, — заявляет предприниматель Олег. С ним согласен и Сергей Мигин: “Чтобы делать какие-то выводы об успешности или провале, нужно посмотреть, как законы будут работать на практике”.

По словам экспертов, сразу же кардинальных перемен ждать не стоит. Хотя бы потому, что законы еще надо дорабатывать, приводить в соответствие с КоАП и рядом других документов. Ведь законопроекты были приняты Госдумой в первом чтении, а будет и второе, и третье, после которых документы пойдут в Совет Федерации и только потом лягут на стол президенту. В кулуарах говорят, что поправки неизбежны. Эксперты уверены — мгновенно ликвидировать пресловутые административные барьеры не получится: “Надо понимать, что полномочия чиновников — это некие рычаги давления и регулирования, и так просто они от них не откажутся. И здесь даже не упрек законодателям, а обычное дело. Это очень живучая, самовоспроизводящаяся система. Например, отмене обязательной сертификации активно сопротивляются очень многие ведомства, — говорит заместитель директора Национального института системного исследования проблем предпринимательства Сергей Мигин. — Они лишатся некоего процента доходов, как официальных, так и неофициальных. Естественно, им такая перспектива не нравится”.

По словам эксперта, принятые законы — только первая волна борьбы с бюрократией и притеснением малого бизнеса, и на одних только этих документах далеко не уедешь. Проблема чиновничьего беспредела требует комплексного решения.

В целом прогнозы специалистов умеренно-оптимистичные. “Естественно, какому-то сектору малого бизнеса жить станет легче. Но здесь очень мало норм, которые распространяются на всех без исключения.

Лицензирование, уведомительный порядок, обязательная сертификация — это затрагивает далеко не всех. Но самое главное, за чем необходимо будет следить, — это за соблюдением всех принятых законов”, — добавляет Сергей Мигин.

Что касается бизнес-сообщества, то здесь инициативы воспринимают неоднозначно. Как говорится, что-то в этом есть, а что — пока неясно. Те, кого законы непосредственно коснулись, рады снятию хоть каких-то трудностей. Но таких крайне немного. Кто-то выражается и вовсе категорично: “Я уже не верю, что можно вообще что-то сделать. Кругом сплошной саботаж. Если так и дальше пойдет и никакого эффекта не будет, нам останется только выходить на площади и устраивать митинги”, — резюмирует Роман Жигульский.

Сегодня у бизнеса выходов немного — остается только ждать, как программа президента пройдет обкатку на практике. Ясно одно — той свободы, которую ожидали от новых законов, предприниматели не получили. Возможно, пока. Главное, чтобы в перспективе обещанная правительством сказка для “малышей” не превратилась на самом деле в повод для очередного кошмара. Ведь наши чиновники способны любой документ трактовать так, что выйдет полная противоположность задуманному.

Показатели развития малого бизнеса

2005 год

2006 год

2007 год

Число малых предприятий (тыс. единиц)

979,3

1032,8

1137,4



    Партнеры