Погоня за Шанхаем

Представлена концепция создания в Москве международного финансового центра

22 сентября 2008 в 15:25, просмотров: 396

В момент обвала российского фондового рынка заместитель главы Минэкономразвития Анна Попова презентовала проект концепции создания в Москве международного финансового центра, разработанной министерством. Параллельно обсудили эту идею на “круглом столе” московские власти, эксперты и общественность.

Аналог Лондона

Амбициозный проект превращения столицы России в мировой финансовый центр (МФЦ) Минэкономики должно было подготовить к началу августа. Однако план действий, рассчитанный на пять лет, был представлен руководителям страны и общественности только на прошлой неделе.

Уже к 2012 году Москва должна стать финансовым аналогом Лондона хотя бы для стран СНГ. Предполагается, что на первых порах Белокаменная достигнет высокого уровня конкурентоспособности на глобальном рынке, в первую очередь по сравнению с Шанхаем (КНР) и Мумбаи (Индия).

Согласно концепции, через пять лет одна из российских бирж должна войти в топ-10 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций, пять инвестбанков с преимущественно российским капиталом — в число топ-50 крупнейших в мире, а доля финансового сектора в российском ВВП — составить 6% (сейчас — 4%. — “ЭВ”).

“Создание в России МФЦ позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг”, — говорится в концепции. Это обеспечит привлечение в российскую экономику существенных финансовых ресурсов, расширит возможности для индивидуальных сбережений граждан, а также повысит эффективность размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных и инвестфондов. Если Первопрестольная станет МФЦ, это снизит издержки доступа российских компаний к капиталу и превратит российский финансовый сектор “в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе”.

Но пока отечественные показатели далеки от поставленной цели. “Национальный финансовый рынок России имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний, и отстает по многим параметрам от крупнейших финансовых рынков в мире, — признают в МЭР. — Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский финансовый рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария”. Поэтому, сообщила замминистра, концепция предусматривает совершенствование финансового и корпоративного законодательства, системы регулирования. Так, планируется введение института акционерных соглашений, дифференцированное регулирование для публичных и непубличных компаний. Защиту прав собственности будут гарантировать специальные компенсационные фонды для возмещения инвесторам убытков, причиненных неправомерными действиями посредников или инфраструктурных институтов. Также будет принят закон об инсайдерской торговле.

Особенный упор предлагается сделать на налоговое стимулирование. Уже со следующего года от налогов планируется освободить доходы физлиц от реализации ценных бумаг (если срок владения бумагами выше 1 года) и от дивидендов на акции. Условия налогообложения операций с ценными бумагами будут одинаковыми для физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов. При этом стратегические инвесторы, которые владеют не менее чем 25-процентным пакетом акций также не менее года, получат освобождение от налога на прибыль при получении дивидендов или дохода от реализации этих бумаг.

Кроме того, по словам Поповой, предлагается формировать налогооблагаемую базу с учетом сальдирования прибыли и убытков по финансовым операциям. Также министерство хочет освободить от НДС операции со срочными инструментами, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и опционные премии. Вдобавок будет определен порядок оплаты налога на имущество ЗПИФа, уплачиваемый управляющей компанией за счет имущества такого фонда, появятся и целевые счета (например, пенсионные) для учета и специального налогообложения долгосрочных сбережений граждан, размещенных на фондовом рынке.

По мнению главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, создание МФЦ — это скорее не вопрос снижения налоговых ставок, а создание удобной, эффективной инфраструктуры, которая позволит участникам рынка, в том числе иностранным, осуществлять операции быстро, прозрачно и без излишней бюрократии.

Для строительства центра на первом этапе осталось исправить, как признают авторы концепции, “негибкость законодательства, сегментированность регулирования, отсутствие единой финансовой инфраструктуры, низкую интегрированность в финансовые рынки и неблагоприятную среду для ведения бизнеса”. Независимые эксперты считают, что для начала нужно победить коррупцию и инсайдерскую торговлю.

Столичный потенциал

У Москвы есть все шансы к 2015—2020 гг. стать полноценным мировым финансовым центром, а уже к 2013 г. — финансовым центром для российских регионов и стран СНГ. Об этом заявил первый заместитель столичного мэра Юрий Росляк в ходе заседания “круглого стола” на тему “Оптимизация стратегических последствий формирования в Москве мирового финансового центра и инструменты обеспечения устойчивого развития”. Он прошел на прошлой неделе в здании мэрии на Новом Арбате. По его мнению, для того чтобы российская столица заняла прочное место в списке ведущих экономических центров мира, необходимы широкий спектр финансовых инструментов и разработка эффективных механизмов финансовых гарантий. Как считает Росляк, должно быть значительно усовершенствовано законодательство, особенно в части стимулирования налогообложения финансовых операций; пересмотрена система надзора. “В некоторых странах существуют, например, финансовые суды, занимающиеся исключительно профильными делами. Это позволяет гораздо быстрее решать возникающие спорные ситуации”, — сказал он.

На “круглом столе” много говорилось и о развитии инфраструктуры. “Без снятия инфраструктурных ограничений ничего не получится. В первую очередь я имею в виду транспортную ситуацию, устранение дефицита нежилого фонда и обеспечение безопасности в городе”, — добавил заммэра. Резюмируя, он подчеркнул, что “у нас есть ряд конкурентных преимуществ — например, партнеры на постсоветском пространстве, отсутствие языковых барьеров с ними, крайне выгодное географическое расположение”. В свою очередь, председатель Комиссии Совета Федерации РФ по жилищной политике и ЖКХ Олег Толкачев высказал мнение, что стабильность — один из главных козырей российского рынка. “Устойчивое развитие рынка в нашей стране обеспечено в большей степени, чем в Европе. Это обусловлено самой структурой нашей экономики”, — сказал он. Говоря о том, почему мировым финансовым центром должна стать именно Москва, он пояснил, что именно здесь имеются квалифицированные кадры, удобное географическое положение, развитая инфраструктура. “Имеется реальная возможность стать единственным крупным центром на пространстве от Лондона до Токио”, — добавил Толкачев.

Советник мэра Москвы Кемер Норкин напомнил о том, что в крупных мировых финансовых центрах существует и ряд проблем. В частности, это колоссальная разница в уровне доходов населения, слишком сильное влияние банковской сферы на политическую, социальная напряженность. “Мы должны создать условия, при которых в Москве создание крупного экономического центра не приведет к этому”, — считает он. По мнению участников заседания, все вышеперечисленные меры имеют еще один весомый плюс: возможность влиять на ценообразование. Пока же центры ценообразования на нефть, газ, металлы находятся за рубежом — несмотря на то, что огромная доля природных ресурсов приходится на Россию. Также нельзя забывать и о том, что создание экономического центра мирового уровня в Москве приведет к внедрению рубля в международный оборот. Как заключили спикеры “круглого стола”, создание международного финансового центра в РФ — очень серьезный этап на пути превращения российского рынка в самостоятельный компонент российской экономики, поэтому исключительно важно эффективно решать системные задачи, стоящие перед страной.



    Партнеры